История успеха. Антивирус национального масштаба

Инвестор и создатель проекта Zillya! Алексей Орловский рассказал "Делу", как создавалась единственная в Украине компания, выпускающая антивирусное ПО для домашних пользователей

Через три года после запуска антивируса Zillya! команда отечественных разработчиков имеет стабильный доход, более миллиона домашних пользователей и перспективы выхода на европейский рынок. Социальная концепция бесплатного программного обеспечения с красивым украинским названием, придуманная предпринимателем Алексеем Орловским, оказалась удачной.

Взглянуть на украинский рынок IT по-новому

Антивирус Zillya! привлек на работу ключевых программистов, когда-то занимавшихся разработкой Украинского национального антивируса. Компания Орловского, также производящая секьюрити-софт, еще до кризиса интересовалась покупкой "движка" УНА, который оказался слишком дорогим. Предприниматель пошел другим путем — и команда, и продукт были созданы с нуля.

"Когда они уже начали "умирать", то обратились ко мне как к частному инвестору. Это было пару лет назад… Со всей своей командой они выразили желание работать у меня, потому что я предлагал не просто сидеть в офисе и писать, я предлагал что-то, что увидит Украина в ближайшем будущем", — рассказал "Делу" Орловский.

В кризис с предпринимателем разорвали контракты западные заказчики, и он задумался о том, чтобы выпустить что-то для украинского пользователя. Идея лежала на поверхности — на рынке отсутствовало предложение для домашних пользователей, мелких предпринимателей, активных в сети, и для home-бизнеса.

Без откатов и взяток

Итак, небольшая команда разработчиков приступила к делу. Буквально через полгода продукт был готов к запуску. "Изначально, когда Zillya! запускалось, мы понимали, что у нас не будет возможности его продавать сразу. Мы выходили на рынок под девизом, что это первый и единственный украинский антивирус, к тому же еще и бесплатный", — говорит Орловский. За год новым продуктом Zillya! стало пользоваться более 200 тыс. человек, а сейчас программа работает у более чем миллиона пользователей. Орловский считает, что для украинского рынка и того периода, который переживает индустрия в целом, — это огромный успех.

"Это самый успешный в Украине проект по антивирусам, он самый известный. Другие, может быть, заработали больше денег, но их знали только по кабинетам", — говорит предприниматель, туманно намекая на практику "откатов" и "договоренностей", распространенную в корпоративном секторе IT. На обслуживании бизнеса и организаций компании, выпускающие антивирусное ПО, зарабатывают, как правило, до 80 % своей прибыли. "Это совершенно другой уровень лоббирования, сюда залезть очень тяжело. Поэтому мы четко определили свою нишу — домашний пользователь и на эту аудиторию мы ориентируемся", — рассказывает предприниматель.

Вложили сотни тысяч долларов

На создание бренда Zillya! собственник бизнеса потратил несколько сотен тысяч долларов. В разное время над проектом трудилось до 15 человек. В фазе активной разработки программного обеспечения в месяц Zillya! съедало десятки тысяч долларов, зарабатывая 15-20 % от вложенного, рассказал Орловский. Позже сервис вышел на окупаемость. "В целом это не так-то мало с учетом того, что у нас очень дешевые цены, лицензии в среднем продаются по 20-30 гривен", — говорит Орловский.

Он признается, что бизнес стал прибыльным уже через пару лет, когда начались продажи программ. Основная часть бюджета приходится на работу антивирусной лаборатории, которая собирает данные о вирусах и поддерживает партнерские отношения с другими антивирусными компаниями. Орловский говорит, что антивирус — это не просто программа. Это сервис, это команда профессионалов, которая никогда не бросит вас один на один с вирусной угрозой, а подскажет как вести себя в той или иной ситуации.

Как монетизировали проект

К монетизации социального антивируса, который изначально задумывался как бесплатный, Алексей Орловский подошел с умом, по-американски. Имея опыт работы с западными компаниями, предприниматель понимал, что агрессивный переход на "платные" условия отпугнет много пользователей. "Мы схитрили — два года антивирус был бесплатным, а потом мы сделали одну штуку: программу по-прежнему можно установить бесплатно, только нужно ходить на сайт и руками ежедневно качать обновления. Для того, чтобы это делалось в автоматическом режиме, нужно купить лицензию. Поначалу мы потеряли некоторых людей, однако основное ядро пользователей осталось почти неизменным", — говорит предприниматель. По его словам, уже сейчас можно было бы удвоить доход, увеличив объем среднепользовательской корзины, однако Орловский не спешит с этим.

Социальная, гуманная составляющая Zillya! и по сей день доминирует в этом бизнесе. Антивирус остается бесплатным для школ и некоммерческих организаций (более 700 украинских школ пользуются программой).

Также украинский антивирус планирует выход на европейский рынок. "Нашими технологиями и разработками заинтересовалось несколько иностранных компаний. В данный момент у нас уже есть два партнёра, для которых мы создали собственные антивирусные решения на базе продукта Zillya! Антивирус. Эти продукт пришлись по вкусу пользователям и сейчас успешно завоёвывают свои страны. Также мы ведём переговоры ещё с несколькими компаниями, которые возможно будут предлагать наши технологиями своим пользователям под локальными брендами, а возможно и непосредственно под именем Zillya!", — рассказывает предприниматель.

Куда пойдет рынок

Украинской компании удалось прижиться на изменчивом рынке антивирусных программ благодаря социальной стратегии.

Орловский считает, что далее перед Zillya! стоит следующая задача. Основная тенденция в современной индустрии секьюрити-софта такова, что компании-разработчики переходят от "лечения" проблем к их предупреждению. Во многом этому способствует тот факт, что к борьбе с хакерами стали активно подключаться создатели операционных систем. При этом кибермошенники стали опаснее, чем во время бума антивирусных компаний начала 2000-х. Тогда хакерские атаки воспринимались как определенное баловство. С развитием электронных платежных систем воровство информации стало прибыльным делом для кибермошенников и обрело угрожающие очертания для людей, активных в сети. Жертвой мошенников-вымогателей может стать любой пользователь сети. Так, у домашнего пользователя могут быть украдены его аккаунты в социальных сетях, может быть украдена, зашифрована и заблокирована личная информация пользователя на компьютере (с дальнейшим вымогательством средств за код/утилиту расшифровывания данных или разблокировки компьютера).Украинский пользователь из-за недостатка знаний все чаще попадает в мышеловку с бесплатными и вредными программами, расставленную хакерами.

Поэтому Орловский видит логичное продолжение своего бизнеса в создании социальной антивирусной сети antivirus.ua, где люди могли бы обмениваться информацией о безопасности в Интернете. В данный момент компания работает над обучающими программами для институтов и школ и новой линейкой программных продуктов для пользователей.

"Антивирус.UA, это не просто очередной форум или рядовая социальная сеть, где люди обмениваются мнениями. Это огромный  перекрёсток, на котором встречаются и обмениваются данными по информационным угрозам и защите от них представители различных категорий, редко пересекающиеся между собой в жизни и профессиональной деятельности. План такой — сначала создать возможность работы через социальную сеть и дальше уже продвигать программные решения", — рассказывает Алексей Орловский. Осведомленный пользователь, по его мнению, будет осознавать необходимость использования средств информационной безопасности, в том числе, антивируса.