Как обезопасить свой товар при поставках на Восток

Восток Украины стал зоной отчуждения на бизнес-карте нашей страны. Речь идет не только об остановке местных предприятий, но и работе тех, кто продолжает деятельность в условиях форс-мажора

Восток, юго-восток, Крым — эти территории попадали в логистические карты не менее 40% отправителей грузов, как внутренних, так и транснациональных. Сейчас автомобильные грузоперевозки в восточном направлении упали почти так же, как в крымском — на 50-70%. Как доставить товар и как его сохранить, пишет журнал "Твой номер" №10/2014, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.

"На восток можно экспедировать машины только с донецкими или луганскими номерами, иначе автомобили грабят или крадут. Особенно если груз — это продукты или лекарства", — объяснил журналистам директор логистической компании Grand Logistic Антон Смирнов. "Ситуация осложняется тем, что на территории с опасной ситуацией не распространяется действие страховых полисов", — отмечает гендиректор FM Logistic в Украине Андрей Нестеренко.

Крупные перевозчики Украины отказываются возить грузы в зону АТО. Бывает достаточно сложно обеспечить своевременную доставку товара и его сохранение при большом количестве блокпостов, перекрытия дорог, ограничения въездов в город и банального нападения с целью завладеть имуществом.

Предпринимаются попытки решения вопроса безопасности автоперевозок. Местные транспортные и охранные компании договариваются с лидерами незаконных формирований и предоставляют услуги эскорта грузов за немалые деньги. Ход со стороны армии — в Черкассах сформировали транспортный батальон для обеспечения доставки грузов в зону АТО. По большей части, это дальнобойщики, которые раньше возили грузы по всему миру. Теперь их задача — доставлять (и охранять) грузы в зону боевых действий на Донбасс. Конечно, в те населенные пункты, которые находятся под контролем армии.

Но подобная логистика — удар по бюджету заказчика. Автоперевозчики, которые соглашаются работать в регионе, закладывают риски в тариф, увеличив стоимость доставки от 50% до 200%. Тарифы на грузоперевозки варьируются от 14 до 16 грн за километр для 20-тонного авто (7-8 тыс. грн за 500 км), тогда как еще полгода назад это расстояние можно было преодолеть за 4 тыс. грн.

Но и это еще не все трудности. Проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения платы за проезд грузовых автомобилей для компенсации вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования" и проект Закона Украины "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно введения платы за проезд грузовых автомобилей для компенсации вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования" предусматривают, что движение грузовиков, имеющих максимальную разрешенную общую массу 12 тонн и более, автодорогами общего пользования допускается только при условии уплаты компенсации вреда, причиненного такими грузовиками автомобильным дорогам. Это предполагает, что стоимость перевозок повысится из-за нового сбора.

Что же делать? Ведь жить и работать нужно даже в периоды больших потрясений, а выполнять договор, несмотря на параграф "форс-мажор", для многих дело репутации и чести. Краткий анализ ситуации показал, что решение существует.

Железная дорога

Самый дешевый вариант перевозки грузов по Украине — железнодорожный транспорт. Такая доставка позволяет оптимизировать транспортные расходы для предприятий, расположенных максимально эффективно на транспортной карте Украины. Стоимость перевозки 20 тонн на расстояние 500 км — около 3200 грн.

Железная дорога также подсчитывает убытки: перевозки на Донбассе упали на 300%. Более 50 станций прекратили сообщение, повреждена инфраструктура. Железная дорога страдает от недогрузки, и не только в экстремальных направлениях. Ведь грузоперевозки этим видом транспорта являются самыми дешевыми: те же 20 тонн товара доставят только за 3200 грн. Мешает использованию этого вида транспорта недостаток информации. Железнодорожные перевозки, считают предприниматели, годятся только для крупного бизнеса. Это перевозка десятков тонн, что удобно для зерна, угля, продукции металлургии. Однако и для отправителей грузов среднего звена существует оптимальное решение — контейнерные перевозки.

Перевозки контейнерами сейчас развиты настолько, что позволяют доставить товары в любую точку на карте Украины, а также за границу. Грузовые контейнеры удобны тем, что рассчитаны на доставку разным видом транспорта: будь то автомобильным, или железнодорожным. То есть можно один и тот же контейнер с грузом сначала транспортировать судном, а затем в порту назначения перебросить товар на грузовик, на каком он доедет до пункта назначения. Причем если груза не хватает на целый контейнер, всегда существует возможность догрузки или общей загрузки контейнера.

Грузовые контейнеры разделяют на классы. Кроме стандартных, есть рефрижераторы, цистерны, открытые площадки. В Украине существуют даже специальные контейнерные поезда. Сейчас курсируют по железным дорогам Украины 14 таких поездов, в том числе 9 транзитных. Известные международные проекты по контейнерным перевозкам — это поезд комбинированного транспорта "Викинг" и контейнерный поезд ZUBR. Поезд "Ярослав" больше ориентирован на перевозку внутри страны. Контейнерные поезда в разных направлениях курсируют дважды в неделю. Это обеспечивает оперативную доставку грузов.

Несмотря на все проблемы, железнодорожные контейнерные перевозки выросли на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о конкурентоспособности железнодорожного транспорта в данном сегменте.

Водный транспорт

На данный момент Украина имеет 11 речных портов на Днепре, Южном Буге и Десне, а общая длина внутренних водных путей превышает 2 тыс. км, среди которых 1,2 тыс. км с гарантированными глубинами.

Согласно расчетам Министерства инфраструктуры Украины, внутренний водный транспорт обеспечивает низкую себестоимость грузовых перевозок в пересчете на тонну груза, меньше влияя на окружающую среду. Поэтому 20 тонн рекой можно перевезти за 2,8 тыс грн.

Главный минус — очень низкая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки. Дело в том, что грузовой речной транспорт является рентабельным при скорости судна 10-20 км/час. По скорости баржи даже в 40 км/час транспортировки уже становятся убыточным. Поэтому для речного транспорта подходит обслуживания грузопотоков, для которых важна не скорость, а ритмичность доставки (стройматериалы, песок, щебень, металл, зерно и т.п.) Кроме того, он является незаменимым при транспортировке негабаритных грузов, которые технически не могут быть перевезены автомобилем или поездом.

Прогноз

Участники рынка автоперевозок считают, что сейчас тарифы являются максимальными и, вероятно, до конца года снизятся. Стоимость доставки в Донецкую и Луганскую области будет падать по мере стабилизации ситуации в регионе. Стоимость доставки в Одессу и на Запад будет снижаться, как только восстановится импорт.

Читать статью в журнале "Твой номер"