Как пройти путь от бизнес-идеи к инвестициям — история стартапа "Подорожники"

О том, как университетские друзья разработали и внедрили уникальную систему поиска попутчиков в Интернете, а также смогли привлечь в свой проект "умные" инвестиции, "Делу" рассказал один из авторов сайта "Подорожники" Алексей Лазоренко

По истечении неполного года работы сервис "Подорожники" привлек посевные "умные" инвестиции российского интернет-предпринимателя Аркадия Морейниса, а количество постоянных пользователей продукта, который еще не начал толком заниматься своим продвижением, приблизилось к 15 тысячам.

"Подорожники" прошли путь от первоначальной достаточно альтруистической идеи — рационализировать пассажиропотоки и помочь людям найти попутчиков — к созданию бизнеса, рассказал "Делу" один из создателей проекта Алексей Лазоренко.

Алексей, в чем уникальность "Подорожников"?

Глобальная цель проекта "Подорожники" — рационализировать дорожно-транспортную систему, сделать ее чуть более разумной и рациональной. Для этого мы хотим объединить всех водителей и пассажиров, которые двигаются по одним и тем же маршрутам. Принцип работы очень прост: на нашей площадке достаточно указать в какое время, откуда и куда водитель едет, а система проанализирует возможных пассажиров и подберет правильных попутчиков.

Вся наша команда с мех-мата университета им. Шевченко. Мы, математики, умеем писать правильные алгоритмы и формулы. Два участника команды — технический директор Олег Сербин и Виталий Островский, кандидат физико-математических наук университета Южной Калифорнии — написали свою CMS и крутой поисковой движок, который позволяет очень точно и правильно находить попутчика как в пределах города, так и в междугородних поездках, где угодно, хоть на Ямайке. Вы можете просто указать две точки на карте, система сама проложит маршрут, используя Google Maps API, а дальше уже мы подберем вам попутчиков, основываясь на области вокруг массива координат маршрута.

Какую аудиторию привлекает проект?

С момента самого старта проекта мы не ограничивали географию. И у нас изначально разделились пользователи: 50% из Украины, 50% из России. Сейчас этот баланс примерно сохраняется. Но сегодня уже нет ни одной страны СНГ, ни одного более-менее крупного города, где бы у нас не были проложены маршруты.

Мы только начинаем продвижение проекта, но уже сейчас у нас почти 15 тысяч зарегистрированных пользователей и на каждый день в системе 3-4 тысячи активных маршрутов. Сегодня, находясь в Киеве или Москве, надо даже постараться, чтобы в утреннее или вечернее время не найти себе попутчика.

Когда возникла идея сервиса?

Идея родилась довольно давно. Первые полгода мы пытались структурировать нашу идею, было много технических нюансов при ее реализации. Но в конце 2010 года у нас появилась первая бета, с которой мы решили заявить о себе, приняв участие в конкурсе "Инновационный прорыв 2010". Мы прошли конкурсный отбор и благополучно заняли первое место как лучшая социальная инновация. Это был первый успех и первое подтверждение со стороны экспертов, что идея хорошая, и мы правильно двигаемся. Именно тогда я понял, что наш проект может стать успешным бизнесом и на нем можно зарабатывать. Тогда я получил первое понимание того, что такое стартап, и как это работает.

Но ведь вы изначально планировали зарабатывать на своем проекте?

Изначально это была абсолютно альтруистическая идея, простое желание рационализировать пассажиропотоки, сделать цивилизованную площадку, на которой люди оставляли бы свои маршруты. Мы только в процессе разработки и обдумывания поняли, что на этом можно зарабатывать. На первый конкурс мы уже выходили с начальной моделью монетизации. Мы хотели сделать сервис бесплатным максимально длительное время, привлечь большое количество пользователей и только потом начинать вводить какие-то "премиум" возможности, за которые пользователям интересно было бы платить деньги. Скажу честно, что сейчас она радикальным образом изменилась.

Вы прошли полный образовательный цикл в бизнес-инкубаторе GrowthUP. Как это помогло вашему проекту?

Мы получили подтверждение, что интуитивно мы двигаемся правильно. После сессии я понял, что можно улучшить, от чего можно избавиться и на чем сосредоточиться. Помимо того, что было просто очень интересно слушать, как это происходит в эталонной среде технологического бизнеса — Кремниевой Долине, появилось понимание, что мы не одни, что это целое огромное предпринимательское комьюнити, что есть инвесторы. Мы знали, что в мире есть деньги, но мы не знали, что в такой близости есть инвесторы, готовые вкладывать в интернет-проекты. Это понимание у нас появилось и мы поверили, что найдем правильного партнера с умными деньгами, который поможет нам. На том этапе нам это было очень важно. Потому что работая днем на основной работе, а ночью над проектом, ты выдыхаешься, запал пропадает.

Если вернуться к процессу работы над проектом, какие были ваши следующие шаги после конкурса "Инновационный прорыв"?

Команда работала по ночам, днем мы работали каждый на своей работе. И это на определенном этапе привело к творческой паузе, такой пробуксовке, которая длилась месяца 2 — 3. Был этап вялого развития. Но тем не менее, работы продолжались. Мы получили второе место на конкурсе Идея? Супер!, да и вообще всегда входили в финал-полуфинал во всех конкурсах, в которые подавали заявки, например, Dev Generation 2011, Web Ready и вот совсем свежего Do Network от известной OEM компании.

Как удалось получить инвестиции Аркадия Морейниса?

После лета 2011 года у команды словно появилось второе дыхание. В конце лета, на отдыхе я волею судьбы наткнулся на российский Startup Weekend. Мероприятие проходило в сентябре. Я подал заявку. Проект прошел предварительный отбор. Был очень интересный формат участия — это непрерывное трехдневное общение с экспертами интернет-рынка, значимыми и крутыми людьми. Проект получил одобрение, хотя были и скептические высказывания, но множество экспертов, участников и просто гостей проявляли интерес и желание продолжить общение. В конечном итоге это вылилось в посевные инвестиции Аркадия Морейниса — организатора этого мероприятия.

Переговоры, наверное, были нелегкими?

Да нет, скорее даже наоборот. С Аркадием оказалось очень легко и интересно общаться. Переговоры шли в несколько этапов. На мероприятии в рамках экспертного общения я представил ему свой проект. Потом была публичная презентация, переписка по электронной почте, потом была встреча в Киеве. В октябре, после того, как мы обсудили все нюансы, стратегию, модель монетизации и тд, он выразил желание предоставить нам свои посевные Smart money и уже спустя несколько недель, в ноябре, мы приехали в Москву и подписали документы. Суммы и долю я не готов озвучивать, могу только сказать, что условия, которые мы получили в результате переговоров, нас абсолютно устраивают. Это именно то, на что мы ориентировались. Признаюсь, что на тот момент у нас было еще два предложения.

Планируете ли дальше развивать проект? Как на счет мобильной версии сайта?

Да, сейчас мы готовим к релизу полностью обновленную версию сервиса, а так же разрабатываем и вот-вот запустим мобильные версии (приложения) для iOS и Android платформ, которые не просто будут отзеркаливать веб-сервис, а будет поиск в режиме реального времени. Например, я еду из дома на работу, смартфон с GPS подскажет кто прямо сейчас сможет меня подкинуть до места назначения за очень скромные деньги. Ведь фишка в том, чтобы подвозить именно тех, кому с тобой по пути и покрывать расходы на топливо, а не зарабатывать. Вот на это мы сейчас делаем ставку, ведь это круто. В США есть похожие стартапы Zimride и Avego. Оба они получили многомиллионные инвестиции. В MIT есть целый департамент по исследованию "Real-Time" Ridesharing — поиск попутчиков в режиме реального времени. И ученые умы заявляют о колоссальном потенциале этого явления и говорят, что это может серьезно разгрузить дороги.

В Китае, насколько мне известно, езда с попутчиком поддерживается государством и является одним из основных факторов разгрузки трафика.

Какие планы по продвижению?

Реклама, социальные сети, в общем, все стандартные вещи. Кроме того, на сервисе есть возможность создавать мероприятия, события и симпатичные "виджеты" к ним, которые можно размещать на сторонних сайтах, например, организаторов мероприятия. "Виджеты" с миникартой показывают, сколько человек проложили маршруты к месту события и помогают скоординироваться попутчикам. Ведь очень часто транспортный вопрос стоит очень остро, особенно для таких неблизких фестивалей как "Казантип", "Нашествие" и т.п. А сервис позволяет легко найти правильных попутчиков, с которыми можно не только разделить расходы на поездку, но и просто весело провести время. Таким образом получается взаимовыгодное партнерство с организаторами.

Что вы можете посоветовать начинающим предпринимателям, которые хотят развиваться и найти инвестора?

Вероятно, без первой победы на конкурсе, без базовых знаний, полученных в инкубаторе, у нас бы сложилось все совсем не так. Безусловно, проекты бы мы как-то развивали, но тот толчок или даже пинок, полученный тогда, помог нам выбрать правильный вектор и сделать следующие шаги. Поэтому, на мой взгляд, участие в различных мероприятиях — это, безусловно, полезное занятие для развития бизнеса. Общение в коммьюнити, возможность получить совет от других предпринимателей, экспертую оценку — это очень важно. Не стоит закрываться в своей "коробочке" и думать, что сам все знаешь и можешь все решить. Любой интернет-стартап — это продукт для людей, поэтому и развитее его стоит начинать именно с общения с людьми. Только так можно получить правильные фидбеки и выстроить верную стратегию.