Какие реформы необходимы сфере таможенного аудита

Оксана Дрозач, старший консультант PwC Украина, о Последние тенденции таможенного аудита

После объединения налоговой и таможенной служб в 2013 году функция по проведению проверок предприятий после завершения таможенного оформления товаров (далее — таможенных аудитов) была передана таможнями налоговым инспекциям. Результатом этого стало значительное снижение частоты проводимых таможенных аудитов, а также исключительное ориентирование их результатов на доначисление таможенных платежей.

В процессе реформирования многие специалисты по вопросам таможенного аудита (те, кто не только специализируется на правилах ведения бухгалтерского учета и методах аудита, но и на таможенном законодательстве и требованиях таможенного оформления) не перешли в состав налоговых инспекций. Сегодня чувствуется недостаток кадров и опыта по вопросам таможенного законодательства в подразделениях таможенного аудита налоговых инспекций.

Тем не менее, проверки соблюдения таможенного законодательства в Украине проводятся. Так, например, по данным Государственной фискальной службы Украины, на протяжении 2014 года только в Киевской области было проведено 28 таких проверок и доначислено 14,7 млн. грн.

Таможенный аудит в большинстве случаев проводится одновременно с налоговой проверкой, а приоритетным результатом для совместных комиссий является доначисление налогов, а не осуществление таможенного контроля после завершения таможенного оформления или подтверждение результатов такого таможенного оформления. Такое использование инструмента таможенного аудита является неверным, ведь кроме контрольной и фискальной функции, таможенный аудит должен благоприятствовать упрощению и ускорению таможенных процедур.

Осуществление таможенного контроля с использованием методов таможенного аудита является обязательным условием выполнения многих международных обязательств Украины, направленных на упрощение и ускорения в торговле. Примером таких обязательств являются:

  • Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО (Украина присоединилась в 2005 году);
  • Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, к которой Украина присоединилась в 2011 году);
  • Соглашение об ассоциации Украины с ЕС (ратифицировано Украиной в 2014 году);
  • Соглашение об упрощении процедур торговли (Балийский пакет, 2013 год).

Таможенный аудит в Украине существует уже более 10 лет, однако на данный момент этот инструмент требует реформирования — смещения акцента аудита с фискальной функции к контрольной. Такое реформирование должно произойти с одновременным реформированием других сфер таможенного дела: дальнейшее развитие "Электронной таможни", внедрение концепции "Единого окна", применение упрощений для законопослушных предприятий (в том числе, внедрение института Уполномоченного экономического оператора).

Таможенный аудит для большинства компаний означает высокий уровень риска дополнительных налоговых доначислений. Это значит, что бизнес должен соответственно готовиться к возможным аудитам по таможенным вопросам, а именно:

  • обеспечить хранение документов (в том числе, в электронной форме), которые касаются таможенного оформления товаров, на протяжении как минимум 3 лет после таможенного оформления;
  • наладить эффективное взаимодействие между бухгалтерией и отделами таможенного оформления и логистики компании;
  • регулярно проводить внутренний контроль соблюдения таможенного законодательства после завершения таможенного оформления товаров собственными силами или с привлечением внешних консультантов.

Кстати, регулярная таможенная диагностика поможет не только минимизировать риски доначислений и штрафов, но и оптимизировать уплату таможенных платежей компанией. Более того, потенциально, результаты таких диагностик могут быть использованы в пользу компании в процессе получения статуса Уполномоченного экономического оператора (после внедрения этого института в Украине).