Кнопка жизни: чего стоит построить в Украине социально ориентированный бизнес

Как применить в Украине мировую практику заботы о пожилых людях, научить пенсионеров носить Smartwatch и создать на этом ликвидный бизнес
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Среди финалистов проекта The Venture от Chivas — компания "Линия 24 ". Задачей проекта, напомним, было отыскать не только молодые и перспективные, но и социально ответственные проекты. Совладелец бизнеса Дмитрий Назарчук наглядно демонстрирует — социальная сфера не такая бизнесово-безнадежная, как о ней принято думать.

В развитых странах уже более тридцати лет существует такая услуга, как медицинская сигнализация для пожилых людей. Практиковаться она начала в Германии и США в 70-х годах, а сегодня распространилась по всему миру. Старые люди больше остальных подвержены резкому ухудшению самочувствия и, как правило, большая их часть живет самостоятельно. Если им вдруг стало плохо на улице, помощь могут оказать окружающие, а если дома — никто. Кнопка на браслете или кулоне, нажав на которую человек может позвать на помощь, призвана решить этот вопрос.

В Украине такая услуга появилась всего два года назад. Дмитрий Назарчук, бизнесмен, который в прошлом занимался строительством, совершенно случайно узнал о медицинской сигнализации в Европе и понял, что в Украине о таком даже не слышали. "Когда я навел справки и уверился, что у нас в стране действительно такого нет, я загорелся идей создать первую медицинскую сигнализацию в Украине", — рассказывает предприниматель.

Опыта в медицинских или социальных проектах у него не было, но зато был опыт создания бизнеса, что оказалось немаловажно. "Прежде чем строить систему, мы изучили, как это реализовано в США, какое они используют оборудование, провели маркетинговое исследование и выбрали то, что подходило нам", — рассказывает Дмитрий.

Для запуска потребовалось около миллиона гривень. Деньги пошли на закупку оборудования, сертификацию и первоначальную рекламу. Так как в стране нет такого понятия, как медицина по телефону, пришлось строить проект как чистый бизнес, без поддержки государства.

"В США государство компенсирует компаниям 50% от стоимости услуг, вторую часть платят пенсионеры. В некоторых странах Европейского Союза правительство компенсирует услугу полностью и раздает оборудование пенсионерам бесплатно. В Украине пока такой инициативы от государства нет", — объяснил Назарчук. Но он не отчаивается.

Как реализовывали

Учитывая, какая в Украине средняя пенсия, для клиентов разработали три программы медицинской сигнализации — "Социальная", "Домашняя" (для домоседов) и "Активная" (где есть возможность следить за перемещением человека по всей стране). Отличаются они ценой оборудования и функционалом. Например, в "Социальной" программе клиент платит только абонплату, а оборудование дается бесплатно. В такую программу входит кулон с "тревожной" кнопкой и станция с такой же кнопкой. "Бабушке достаточно нажать на кнопку — и пойдет радиосигнал на станцию, после чего та в течение 20 секунд будет подавать громкий звуковой сигнал. Это делается для того, чтобы пожилой человек успел отменить тревожный сигнал в кол-центр, если нажал на кнопку случайно", — говорит бизнесмен. Если отмены не произошло, станция дозванивается в центр, и по громкой связи диспетчер выясняет, что произошло.

В программе "Домашняя" используется также датчик падения. Если человек упал и потерял сознание, датчик передает сигнал на станцию, и идет вызов оператора. Если человек не отвечает или ему плохо, оператор обзванивает родных, близких, соседей — всех, кто указан в договоре, в порядке очереди. У одного из них обязательно есть дубликат ключей, чтобы открыть квартиру и посмотреть, что случилось, и при необходимости вызвать скорую.

"У нас в 60% случаях сигналов срабатывает именно датчик падения. Чаще всего люди падают в ванной, так как помещение не обустроено. К тому же у большинства пожилых людей — заболевания сердечно-сосудистой системы, диабет или перенесенный инсульт. А в первый год после инсульта очень большой риск, что удар повторится. Человек, который перенес инсульт, в первый год не совсем адекватно воспринимает реальность, переоценивает свои силы и склонен резко вставать, что-то делать, и в результате падает", — рассказывает Дмитрий. Как известно, в случае инсульта первые 40 минут — золотое время. Если успеть оказать помощь человеку, его можно спасти.

"Активная" программа предусматривает еще и кулон с GPS. Клиенты могут позвонить в кол-центр и узнать, где находится их родственник.

"У нас есть одна бабушка, которая может выйти из квартиры в магазин и уехать в другой город. Однажды мы ее нашли по GPS в Житомире", — вспоминает предприниматель.

Все станции оснащены сим-картой украинского оператора и могут использоваться как телефон для приема входящих звонков.

Дмитрий Назарчук подсчитывает, что такая система может сэкономить 30-40 тысяч на лечении, заменить сиделку и даже спасти жизнь. "В таком приборе нуждаются 60-70% пожилых людей в возрасте от 60 лет", — уверен он. К примеру, в Украине, согласно данным Пенсионного фонда, за первое полугодие 2014 года насчитывалось почти 13 млн пенсионеров.

Сначала масштабы потенциального рынка поражают воображение. Но на самом деле оборудование покупают не пенсионеры. "Сегодня до 97% клиентов "Линии 24" — это дети и внуки, которые покупают для своих бабушек, пап и мам. Одинокие пенсионеры, к сожалению, в подавляющем большинстве себе такого позволить не могут", — говорит Дмитрий. Пенсионеры, даже те, кто понимают надобность, не всегда могут платить 200 гривень абонплаты. К примеру, в США такая услуга стоит $34 в месяц. Без датчика падения — $24. А для их детей это сравнимо с ежемесячной платой за интернет. Однако невысокая цена не всегда может обеспечить результат.

Когда бизнес спотыкается о менталитет

Сегодня абоненты сервиса есть уже во всех регионах Украины. В прошлом году прирост бизнеса составил 400% по сравнению с предыдущим. Но несмотря на это, "Линия 24" развивается не так быстро, как хотелось бы.

"Мы очень долго не могли понять, почему проект так медленно развивается. Всем идея нравится, цена более чем приемлемая, звонков много, но мало тех, кто возвращался за услугой", — сетует бизнесмен. Оказалось, что во всем виноват менталитет. Пожилые люди в Украине и вообще в странах СНГ недостаточно хорошо заботятся о своем здоровье. Если в США при любой простуде обращаются к врачу (знают, что лечение — дорогое "удовольствие"), то у нас и с гриппом ходят на работу.

"У пожилых людей философия сводится к понятию "я 70 лет прожила без этой системы, и еще 70 лет проживу". Они не хотят обременять своих детей лишними финансовыми затратами", — разводит руками бизнесмен.

По подсчетам компании, только 10% людей, которые обращаются за услугой и для которых условия оказываются подходящими, в итоге доходят до покупки. Чаще всего человек советуется с родственником, слышит традиционное "да зачем!" — и отказывается. Но бизнесмен не отчаивается: по его словам, это бизнес на перспективу. "Через 2-3 года люди будут прогрессивнее и ответственнее", — уверен Назарчук.

"Мы работаем на перспективу. Когда государство озаботится этой проблемой, мы уже будем готовы с ним сотрудничать. Ведь по европейским стандартам медицины это обязательная услуга. За два года на нашем рынке появилось четыре подобных проекта, они копировали наш сайт, продавали такое же оборудование, и через полгода закрывались. Идея казалась успешной, но они не были готовы к трудностям, не сумели быть гибкими и находить решения. Для этого нужно быть предпринимателем", — рассуждает создатель "Линии 24".

Что дальше

Сегодня проект уже вышел на стадию окупаемости, и пока идет наращивание базы клиентов, "Линия 24" будет расширять свои услуги до справочных. "Мы хотели бы, чтобы пожилой человек мог нажать на кнопку и получить справочные сведения, коммунальные телефоны, вызвать сантехника или службу газа. Мы это и так делаем — например, несколько раз принимали жалобы на ЖЭКи, вызывали милицию или узнавали расписание спектаклей", — смеется Дмитрий. По его подсчетам, чтобы усовершенствовать платформу, необходимы инвестиции в размере $200-300 тысяч.

"Также мы хотим посадить в кол-центр медиков и создать электронные базы болезней абонентов в дополнение к их анкетам, чтобы врачи могли квалифицированно их консультировать, — делится планами предприниматель. И уверенно резюмирует: "Через пару лет максимум так и будет. Мы просто все научимся немного больше ценить себя и близких".