Кшиштоф Седлецки: Малый бизнес — самая здоровая часть населения

Генеральный директор Astellas Pharma в Украине и президент Европейской Бизнес Ассоциации Кшиштоф Седлецки рассказывает, почему важно дружить крупному и малому бизнесу, как не увязнуть в бюрократическом болоте и почему ему не нужен идеальный слушатель

Почему в ы согласились на участие в проекте CEO 4 U ?

У меня была возможность встретиться с молодым предпринимателем, который некогда выиграл мою консультацию. Эта встреча была для меня очень интересна, я получил очень теплый и приятный фидбек. У меня достаточно большой опыт, я многое видел в жизни, поэтому меня мало что впечатляет, меня сложно увлечь. Но когда я вижу молодого человека, у которого энергия бьет ключом, у меня появляется интерес и я могу поделиться опытом, если человеку его не хватает. Почему нет?

Был ли у вас опыт менторства как ученика?

Я тоже когда-то был начинающим бизнесменом. 10 лет проработал хирургом, а потом резко перешел в бизнес. Я очень хорошо знал, как вырезать человеку полжелудка, но понятия не имел, как функционирует бизнес.

Мне повезло. Я попал в компанию, которая дала мне огромные возможности для развития, образования, я получил свободу. Кроме того, мне повезло с учителем — начальником-спонсором, который должен был отвечать за мое развитие в структуре компании. Мой начальник (хотя эта должность и называлась спонсорством) был моим первым учителем. Он оказался фантастическим коучем, у которого я имел честь учиться бизнесу, делать первые шаги.

Часто говорят, что малый бизнес должен расти. Обязательно ли ему вырастать и конкурировать впоследствии с крупным?

В любой стране, особенно в Украине, малый бизнес должен расти. Малый и средний бизнес — это ядро экономики страны. В нем работает самая здоровая, активная часть населения, он гарантирует стране стабильность, рост и правильное развитие.

Должны ли они конкурировать? Конкуренция заложена у нас в генах, и ее результатом является оптимизация. Мне кажется, если конкуренции нет, люди расслабляются, и в итоге потребители получают ухудшение качества услуг и товаров. Надеюсь, что украинский бизнес будет конкурировать не только внутри страны, но и в Европе.

Как вы видите адаптацию принципов большого бизнеса для малого?

Прежде всего, крупный бизнес отличается бюрократией: чем больше она развита, тем больше тормозит инициативу. Есть много примеров компаний, которые развивались очень быстро, но потом пропали.

Бюрократия — явление скорее негативное. Но путь от творческого беспорядка, характерного для маленькой компании, до извращенной бюрократии идет через систематизацию, которая дает возможность сформировать систему правильного управления процессами. На этом пути важно не зайти слишком далеко, ведь это как тропинка в лесу: сначала вокруг много грибов, ты собираешь их, увлекаешься, а в итоге заходишь слишком глубоко в лес и попадаешь в болото. В данном случае — в болото бюрократии.

Чему малый бизнес может научить крупный?

Если приходит человек, у которого горят глаза, рассказывает, как и что он хочет сделать — это заряжает. Может, я не пойду прямо по его следам, но я хотя бы заряжусь этой энергией. С возрастом человек начинает смотреть на мир по-другому. На рынке сейчас "рулят" люди, которым 18-25 лет, они говорят на своем языке, слушают свою музыку, не смотрят телевизор. Чтобы сохранить контакт, надо их слушать.

Чего вы ожидаете от проекта?

Ничего, кроме собственного удовольствия. Американские хирурги говорят: see one, do one, teach one — раз увидь, раз сделай, раз научи. Я думаю, что любой здравомыслящий человек хочет передать часть своего опыта, это огромное удовольствие.

Какие-то трудности вы предвидите в реализации этого проекта?

Молодые люди не видят препятствий, и это даже в чем-то хорошо, я же вижу их значительно больше. У человека должен быть соответствующий настрой: я хочу что-то дать, я хочу что-то взять. Если такое взаимопонимание есть — не вижу сложностей.

Каким вы видите портрет вашего идеального воспитанника-предпринимателя в этом проекте?

Если у человека не горят глаза, он не будет успешным предпринимателем. Он будет грустным ленивым человеком, который живет за счет своих родителей. Важно, чтобы он прежде всего хотел слушать.

Может прийти человек, который, например, разработал новый пылесос. Понятно, что в технических вопросах мы живем в разных мирах. Но если он хочет услышать, как выйти на международный рынок, где могут быть подводные камни, какие шаги бизнес должен предпринимать, чтобы стать успешным, тогда получится диалог. Если же будем говорить только про свои бизнесы, тогда это будет разговор на разных языках и мы не поймем друг друга.

Идеального предпринимателя я не ищу. Каждый бизнес, каждый человек индивидуален. Есть такой старый советский анекдот: изобрели автомат для бритья, селовек приходит, засовывает в него голову и его автоматически бреют; на презентации у разработчиков спрашивают, как автомат определяет, как именно нужно брить, ведь у всех разные лица, на что те ответили: "Разные только до первого бритья".

Я не хочу, чтобы сюда приходили люди "после первого бритья". Идеального слушателя не бывает.

Чем кроме опыта вы можете поделиться со своим учеником?

Мое главное достижение это не компания, а команда, которую мне удалось создать. Она работает, как швейцарские часы. Как ее создать тоже могу поделиться.