Кто против антикоррупционной налоговой реформы?

Через своих агентов в Верховной Раде коррупционеры пытаются кулуарно выхолостить антикоррупционный налоговый законопроект
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Совсем недавно мы отметили третью годовщину начала Революции достоинства. У многих сегодня возникает вопрос: добились ли мы того, за что боролись? Модно считать, что реформы провалены и "зрада" торжествует. Тем не менее, я остаюсь осторожным оптимистом, поскольку движение в нужную сторону продолжается, несмотря ни на что.

"Зрадофилы" сетуют, что "никто не "сидит" — а, мол, надо бы "всех". Особенно после е-деклараций. Но за это ли мы боролись? Люди на Майдане стояли против коррупции и произвола власти. Причем характерно, что в отличие от протестов 2004 года, основным лозунгом была именно перезагрузка системы, а не наказание конкретных "бандитов".

Проблема ведь не в отдельно взятых гражданах, которые берут и вымогают взятки, а в системе, основой которой пока остаются коррупционные нормы, позволяющие им этим заниматься. Под эти правила игры и люди подбираются соответствующие. Хуже того, по правилам "системы", эти самые люди имеют возможность формировать нормы под себя, чтобы сохранить и расширить свои возможности — например, до этого года включительно налоговая у нас имела решающий голос во всех реформах налогового законодательства, а то и просто выписывала нормы сама "под себя".

Поэтому пока сохраняется старая система, коррупция будет процветать, сколько ни меняй персонал и сколько ни "сажай". Революция достоинства достигнет своих целей только тогда, когда законодательство будет в основном очищено от тех норм, которые допускают произвол (дискрецию), а исполнители, потенциально заинтересованные в таких нормах, будут жестко отделены от процесса выработки и принятия решений. Вот тогда оставшихся беспредельщиков уже реально будет "пересажать всех".

Для этого на замену коррупционным законам должны прийти "антикоррупционные". Но это не те, которые строже карают нарушителей — они в этой системе неизбежно становятся жертвами такого же избирательного применения (а значит, и коррупции), поскольку невозможно "посадить" всех, кто этого заслуживает. Речь идет о создании условий, при которых нарушать, с одной стороны, и вымогать взятки под угрозой применения закона — с другой, попросту не получится; либо, по крайней мере, невозможно будет наказать невиновного и сквозь пальцы посмотреть на нарушение со стороны "нужного" человека.

Чтобы уяснить разницу в подходах, сравните полицейского, который ловит водителей, заезжающих под "кирпич", и бетонный блок, который в принципе не позволяет заехать в запрещенную зону. То есть, чтобы победить коррупцию как явление, нужно добиваться по возможности полной однозначности норм и прозрачности их применения — даже в ущерб другим соображениям, например, теоретической "справедливости" или гибкости, поскольку любые возможности для "договорняка" в наших условиях работают на пользу коррупции и против интересов общества, а, значит ни о какой справедливости речь не идет. Только тогда можно надеяться на реальные успехи в преодолении коррупции.

Добились ли мы цели за прошедшие три года? Пока — скорее "нет", чем "да", но есть важные сдвиги. Революция продолжается, хотя уже не на Майдане, а в кабинетах и залах, и, к счастью, без насилия и жертв.

Конечно, только наивные люди могли мечтать, что победив клептократию Януковича, мы одним махом избавимся и от коррупции. Как и любая настоящая революция по своей природе, Майдан сам по себе создал только условия для запуска процесса достижения своих стратегических целей — в частности, структуры гражданского общества, такие как РПР и другие подобные объединения, а также некоторые предпосылки для того, чтобы их наработки учитывались правительством. Как результат, впервые за историю Украины антикоррупционные реформы, по крайней мере в налоговой сфере и в области дерегуляции, продолжаются даже когда власть имущих уже не клюет пресловутый "жареный петух" (ведь фискальный кризис остался позади), и это дает надежду.

Буквально через несколько дней одной из таких реформ может стать принятие антикоррупционного налогового законопроекта, поданного Минфином. Уже само то, каким образом он был разработан, — одна из побед Революции, наглядное свидетельство того, что боролись мы не зря.

Впервые за историю нашей страны работа над проектом налоговых изменений велась не под руководством налоговой, как это обычно бывало, а открыто, в сотрудничестве с гражданским обществом и бизнесом.

Причем не только крупным, который всегда имел влияние, но и средним, который для этого объединился в широкие коалиции. Неудивительно, что налоговый пакет содержит много норм, резко сужающих возможности для коррупции. В частности, именно такими задуманы нормы о возмещении НДС, электронном кабинете плательщика, защите налогового кредита, оплаченного через СЭА НДС, передаче баз данных от Государственной фискальной службы Министерству финансов; нормы, направленные на реформирование ГФС, и многие другие. Также предлагается расформировать дискредитировавшую себя налоговую милицию, заменив ее (через "перезагрузку") аналитической службой расследований. Все это в целом — прекрасный пример борьбы не с отдельными коррупционерами, а с коррупцией как явлением.

Оптимизма прибавляет и тот факт, что эти изменения поддержаны на самом высоком уровне: Кабинетом Министров, президентом и широким кругом государственных и общественных деятелей, которые входят в Национальный совет реформ. Теперь мяч на стороне парламента. Только в отличие от многих других эпизодов, например, ситуацией с прошлогодней "налоговой реформой", это — в данном случае — источник опасений.

Мы все помним, как в прошлом году при рассмотрении компромиссного законопроекта буквально "с голоса" была внесена ничем, кроме коррупционных мотивов, не оправданная норма о двух реестрах на возмещение НДС. Вот и сейчас через своих агентов в Верховной Раде коррупционеры пытаются кулуарно выхолостить законопроект. Именно кулуарно, ведь публично противостоять принятию антикоррупционных норм они не могут — иначе станет ясно, от кого исходит "зрада", и политическая расплата не заставит себя долго ждать. Но все тайное рано или поздно станет явным: в нашей стране, где "источником власти является facebook", это обычно занимает считанные дни. Поэтому хочется надеяться, что важный шаг в налоговой реформе удастся отстоять, и Революция достоинства победит и в этом эпизоде.