Новое предприятие. Дверной бизнес "отпочковался" от строительного

Сделать дверь отдельной продуктовой категорией – так определил успешный проект в рознице предприниматель Андрей Шпетный, который последние 10 лет своей жизни занимается оптовой торговлей дверьми.

Шпетный открывает первый в Украине гипермаркет, в котором будут продаваться только двери.

Бизнес-модель

Крупнейшее в Украине оптовое предприятие «Дверной холдинг» переходит в розницу, и создает в Киеве специализированный гипермаркет. Идею для этого бизнеса Андрей Шпетный нащупывал с того момента, когда стал заниматься продажей дверей. Создание гипермаркета «Город дверей» для крупнейшего в Украине дверного оптовика - способ приспособиться к последним изменениям на рынке. По словам Шпетного, в ценовом отношении сегодня рынок дверей разделен на три разных непересекающихся между собой сегмента. «Часть занимают строительные супермаркеты, в которых  продаются дешевые двери широкого потребления, которые стоят от 100 с чем-то гривен до 200 долларов. Есть дверные салоны, которые торгуют дверьми от 200 до 1000 долларов. Третья категория – архитекторы, которые работают по заказу. Это три отдельных непересекающихся рынка. Мы в нашем проекте пробуем все это совместить в одном формате», - делится Андрей Шпетный.

В новом гипермаркете можно посмотреть около тысячи наименований дверей. Огромный магазин (бывшее помещение строительного гипермаркета) собирается конкурировать с дверными салонами, позиционирующими себя как «все двери». «На 300-х квадратных метрах не представишь буквально все двери. То есть можно очень стесненно представить по 2-3 двери с каждой фабрики. А потребителю главное видеть товар, ведь самое основное восприятие – визуальное», - говорит Шпетный.

Дверные новшества

Оптовик хочет поднять культуру покупки дверей в рознице: чтобы человек, который покупает дешевые двери, имел такой же выбор, как и тот, кто выбирает дизайнерские двери. Для тех, кто ищет двери ценой до 100 долларов, в магазине придумали специальный сервис – мастер-классы по их установке, которые будут проходить по выходным. Средняя стоимость установки любых дверей в Киеве – от 400 гривен. Вряд ли эту сумму могут себе позволить те, кто покупает товар, скажем, за 500 гривен. В специальном цеху гипермаркета двери полностью подготовят к установке, а человеку останется лишь купить пену и самостоятельно вмонтировать дверь.

Как подсказал Шпетному многолетний опыт продаж, чаще всего покупка дверей – последняя стадия в очереди крупного ремонта. «Приятно видеть этот финиш – когда уже все готово, устанавливаешь людям двери, и они выдыхают: все, ремонт закончен», - рассказывает Андрей Шпетный. В супермаркете в связи с этим есть одна трудность: чаще всего люди не укладываются в запланированные бюджеты по ремонту. Двери как раз попадают на стадию, когда деньги уже закончились, а ремонт еще продолжается. Чтобы клиенты не делали выбор в сторону дешевых дверей, магазин заключил договора с банками на кредитование, и двери можно купить в рассрочку.

В начале пути

Андрей Шпетный суммировал 10-летний опыт оптовой торговли дверьми. Предприниматель начинал свой путь в дверном бизнесе с открытия нового товара на этом рынке - он первым привел в Украину российских производителей дверей, которые по качеству не сильно отличались от преобладающего в Украине дорогого итальянского, испанского и польского импорта, зато в цене явно выигрывали. Это был переворот рынка. «В России заводы опережали Украину по производству дверей на 5-10 лет по технологии и по уровню оборудования. Они уже закупали подержанное оборудование за рубежом. Европа обновляла свой ряд станков, они скупали старое оборудование и начинали производить двери. Российские двери по качеству были практически такими же, как и импортные, только по цене гораздо ниже», - говорит Шпетный. Российские двери, по его словам, даже несколько вытеснили с рынка конкурентов из Польши и Италии.

Кризис в помощь

В первой половине 2000-х украинские производители еще массово не изготавливали двери. Отдельные мастера и небольшие фабрики, мощностью до 100 дверей в месяц, не могли справиться с растущим спросом, который подогревала активизация строительства. Тогда против отечественных мастеров сыграла мода на деревянные двери. «Дверь из массива дерева – это длительный процесс подготовки древесины. Когда пошел рост потребления, местные производители перестали справляться со спросом и начали делать продукцию, которая не соответствовала технологическим требованиям. Соответственно, стереотип «качественной» деревянной двери разрушился», - рассказывает Шпетный. В этой ситуации украинские производители не долго оставались не у дел.

Стремительное развитие местного производства дверей началось, как ни странно, в кризис. Многие контрагенты оптовой фирмы Шпетного свернули свое дело из-за того, что импортные двери одномоментно оказались намного дороже украинских из-за курсовой разницы: рубль просел не так сильно относительно доллара, как украинская гривна. «Как раз во время кризиса и появились крупные фабрики, которые заняли часть рынка», - рассказывает предприниматель.

Все с нуля

Анализ рынка показал необходимость в создании единой площадки, где были бы представлены все двери – дорогие и дешевые, импортные и отечественные. Розничная торговля стремится к расширению форматов – магазины становятся специализированными и растут, стараясь вместить все больше наименований товара, чтобы привлечь прихотливого покупателя. Поскольку проект гипермаркета дверей – первый в Украине, Андрей Шпетный признается, что  делать этот бизнес нелегко, так как все приходится просчитывать с нуля. Да и расчеты получаются приблизительными и основанными скорее на интуиции. «Сказать с уверенностью, что мы заберем какой-то объем рынка, нельзя, потому что проект уникальный, первый в своем роде. Многие вещи на интуиции делаются. Если бы я этот проект делал на продажу, то мне было бы трудно объяснить инвесторам, почему я делают так, а не иначе», - признался Шпетный.

В будущем предприниматель собирается открыть гипермаркеты дверей в Крыму и в Донецке. Эти регионы лидируют по объемам строительства. А значит, предприятие должно иметь успех, ведь рынок дверей  с точностью повторяет тенденции в строительной отрасли, потенциал роста которой предопределен обилием ветхой недвижимости и потребностью в новом жилье.