О чем не расскажет рейтинг Doing Business

В новом рейтинге Doing Business 2014 Украина поднялась с 137 на 112 место (из 189), лихо преодолев 25 пунктов за год. Но почувствует ли бизнес реальные улучшения?

Представители Всемирного банка подтверждают, что критерии, по которым определяется позиция той или иной страны в рейтинге, не способны полностью отразить условия, в которых существует бизнес.

Ведущий экономист представительства Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Лалита Мурти в своем докладе по результатам рейтинга отметила, что украинское правительство слишком сосредоточилось на том, чтобы улучшить свои показатели, упуская из виду более широкие вопросы.

Пропасть между нормами и реальностью

Тут важно понять по каким принципам ведется подсчет. Прежде всего, учитывается законодательное регулирование в сферах, с которыми сталкивается бизнес на старте и в процессе своей деятельности: легкость регистрации, доступность кредитов, налогообложение, доступ к электросетям, исполнение договоров, защита инвесторов и прочее. То есть для того, чтобы подняться в рейтинге нужно реформировать законодательство. Среди экономик, в которых за год произошли наибольшие изменения, Украина заняла первое место, реформировав 8 из 10 сфер, на которые ориентируется Doing Business. Но в действительности это всего лишь красивая цифра.

По словам Владимира Дубровского, эксперта Сase Украина и старшего консультанта Киевской школы экономики, между законодательными нормами и реальными фактами в нашей стране существует огромная разница. И те законодательные изменения, которые позволили подняться Украине на 25 пунктов большинстве своем либо не работают, либо не являются приоритетными для бизнеса. В качестве примера господин Дубровский приводит объединение нескольких видов деятельности в один при регистрации предприятия. Это бесспорно упрощение, но жизнь предпринимателя оно существенно не изменит.

Проблема дерегуляции

В украинском правительстве, считает эксперт, на сегодняшний день борются две тенденции. "С одной стороны — желание все упростить и улучшить (в плане регуляторных норм, а не налогов, конечно), а с другой — попытка все монополизировать, создать новые возможности для коррупции и по-минимуму лишить полномочий госорганы. На все это накладывается общий бардак, к которому приводит чрезмерная централизация и зарегулированость", — рассказывает Владимир Дубровский.

На зарегулированость, как на одно из ключевых препятствий для бизнеса указывают многие эксперты. По мнению Чимяо Фана, директора Всемирного Банка по делам Украины, Белоруси и Молдовы, показательным является количество нотариусов, предоставляющих услуги по всей стране. "В Украине на каждом шагу офис нотариуса, их тут, наверное, наибольшее число в мире, из расчета на тысячу жителей. Это отражает те требования, которые сейчас выставляются бизнесу. Говорить об эффективной дерегуляции можно будет тогда, когда нотариусы окажутся без работы", — считает господин Фан.

Спорная легкость регистрации недвижимости

Дуализм властей в вопросах облегчения ведения бизнеса характеризует еще один пример. Так, во время презентации рейтинга были отмечены значительные успехи Украины в решении проблемы получения разрешения на строительство. Напомним, год назад это было одним из самых слабых мест — Украина занимала третье место с конца по данному критерию. За год процедуру законодательно сократили сразу на 302 дня, что немедленно отразилось в рейтинге. Однако, после реформирования регистрация недвижимости формально не работала несколько месяцев, и на сегодняшний день в ней нет порядка. К тому же, эксперты обращают внимание на то, что изменились правила игры — количество компаний, имеющих разрешение на оценку недвижимости сократилось более чем в два раза, что позволяет говорить о монополизации рынка, которая, как правило, приводит к росту цен.

Что не так с инвестклиматом

Тут, конечно нельзя не вспомнить о вечной теме — проверках госорганов, которые традиционно держат бизнес в напряжении. На эту проблему указали и представители ВБ в своем докладе, и эксперты, и представители бизнеса. Так, глава союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Вячеслав Быковец считает, что с практикой проведения внеплановых проверок бороться крайне сложно — Миндоходов может пойти на упрощение налоговой системы, но очень болезненно относится к перспективе отказаться от тех полномочий, который позволяют в любой момент прийти на любое предприятие.

Все это сохраняет не самые благоприятные условия для бизнеса, несмотря на реформы. "Инвестклимат не появляется из рейтинга, инвестклимат — это одинаковые условия для всех, это возможность нормально функционировать, работать без страха, что сейчас придет проверка, это независимая судебная система, такая судебная система, которой доверяют" , — говорит Антон Усов, советник ЕБРР. К сожалению, Украина от этого далека, намного дальше, чем может показать рейтинг Легкости ведения бизнеса Всемирного банка.