Таможенный кодекс близок к европейским нормам – эксперт

Игорь Даньков, старший менеджер налогово-юридического отдела PwC в Украине, считает, что новый Таможенный кодекс в большинстве аспектов близок к европейской практике. Об этом эксперт заявил в ходе онлайн-конференции на сайте «Дело»

Обновленный Таможенный кодекс, принятый Верховной Радой 3 ноября, соответствует европейским стандартам и при этом содержит нормы, характерные для Украины исторически. Об этом старший менеджер налогово-юридического отдела PwC в Украине Игорь Даньков сказал во время обсуждения документа на сайте «Дело».

«Таможенный кодекс очень близок в большинстве аспектов к европейским нормам. Это и уполномоченные экономические операторы, и процедуры декларирования, и таможенные режимы», - сказал Игорь Даньков. 

Эксперт отметил, что некоторые разделы характерны для Украины исторически. «В европейском модернизированном ТК нет регулирования предпринимательства в таможенной сфере – деятельности складов, брокеров. Нужно отметить, что новый ТКУ на самом деле нужно рассматривать как европейский кодекс вместе с имплементационными положениями», - сказал Игорь Даньков. При этом он заметил, что в МТК ЕС гораздо меньше статей, но имплементационные положения, принимаемые Еврокомиссией – это документ на тысячу страниц. В Украине же будет действовать единый документ.

Эксперт сказал, что в процедурах декларирования согласно кодексу появился ряд значительных усовершенствований, система которых построена наподобие европейской практики. «К примеру, можно будет задекларировать, и что самое важное – оформить, - груз еще до прибытия на таможенную территорию. Кроме того, таможня может разрешить выпуск товара без предъявления товаров к осмотру», - пояснил Даньков.

Читатели «Дела» жалуются на противоправные действия со стороны таможни. «Несмотря на заявления Азарова и многих вождей: происходит фактическая узурпация импорта через "модные фирмы" с использованием непрозрачной и умышленно сложной системы таможенного оформления. Сегодня в таможне Одессы гуляют списки "рабочих и нерабочих фирм" испускаемые сверху. Масса контейнеров "модных фирм" вообще не досматривается (и это при постоянном контроле СБУ), а "энергия" по выполнению показных директив "о борьбе" переносится на обычных, рядовых участников ВЭД», - написал читатель, назвавшийся Валерием.

Игорь Даньков ответил, что в описанном случае, как предусматривает кодекс, таможенные органы должны понести наказание. «В случае вынесения неправомерных решений, совершения противоправных действий или противоправной бездеятельности (например, при безосновательном отказе в принятии ГТД), таможенный орган будет отвечать за нанесенный ущерб (простои, демередж и т.п.). Не ГТСУ будет высшей инстанцией в процессе обжалования, а Минфин», - ответил Даньков.

Он также прокомментировал ситуацию в Одесском порту. «Относительно ситуации в Одесском порту – там, говорят, постоянно сложная ситуация. Причем ГТСУ утверждает, что сложностей нет, а многие субъекты ВЭД говорят обратное. У меня нет достоверных сведений, чтобы делать выводы. Однако знаю несколько примеров, что задержки с оформлением в Одессе действительно есть», - сказал эксперт.

Напомним, Верховная Рада 3 ноября  приняла законопроект  № 8130-Д «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины». Закон предусматривает  изменения в кодекс  почти на 300 страницах, и, по сути, приведет к таможенной реформе.

Предприниматели просили президента ветировать кодекс, который, по их мнению, повредит мелкому и среднему бизнесу.