Успех без секретов: трое успешных украинских предпринимателей, которые не жалуются на жизнь

Украинская косметика, обувь, шоколад. Шутите? "Нет, успешно производим", — могут ответить украинские предприниматели — участники проекта Delo.ua "В поисках Made in Ukraine"

"Свій до свого по своє" — принцип, спасший не одну мировую экономику. В Украине он, правда, пока действует слабо. Особенно в отношении производства товаров FMCG отечественного производства, которые за советские годы — да и в первые 10-15 лет независимости — зарекомендовали себя не лучшим образом. Другими словами, украинским предпринимателям, которые решились развивать сегмент потребительских товаров, приходится даже сложнее их коллег на других рынках. Тем не менее, все трое опрошенных "Инвестгазетой" и Delo.ua предпринимателей на жизнь не жалуются.

Секрет успеха, по их же словам, прост как грабли: качество, гибкость, скорость и индивидуальный подход. Собственно, на этих четырех столпах сегодня и зиждется успех всего украинского малого бизнеса. Быстрый выигрывает у сильного.

Лицом вышли

Ярослав Процько, владелец украинской компании по производству косметики Piel Cosmetics, вспоминает, как когда-то обратил внимание на рекламу "термальной воды".

"Узнав ее реальную цену, я понял, что украинский потребитель существенно переплачивает, причем не национальным компаниям. А изучив рынок, уяснил, что в Украине можно выпускать очень качественный продукт, причем дешевле иностранных аналогов, — рассказывает Процько. — Вырисовалась рыночная ниша, которая была дня нас достаточно привлекательной. Хотя, скажу честно, многие мои знакомые до сих пор говорят, что косметика — это последнее, чем бы они занимались в Украине".

Скептицизм знакомых не помешал владельцу Piel Cosmetics придумать специальные рецептуры средств, содержащих основное действующее вещество — гиалуроновую кислоту, увлажняющую кожу и входящую в состав соединительных, эпителиальных и нервных тканей человеческого организма. Добавив к ней ионы серебра, Процько создал собственную марку. И не прогадал.

Его компания существует уже четыре с половиной года, и на вопрос, выгодно ли этим заниматься, Процько очень интенсивно кивает головой. "Но помимо выгодности такого мероприятия возникла по-настоящему правдивая социальная миссия компании: дать отечественному рынку продукт европейского качества, но по доступной цене. Почему украинцы должны отдавать большие деньги за границу, если могут платить меньше, да еще и оставляя деньги в стране, что более полезно для экономики?" — добавляет предприниматель.

Европейское качество, кстати, делается на фабрике в Коростене. "Эту фабрику выбрали потому, что только у нее есть сертификат GMP (ключевой документ для косметической и фармацевтической промышленности — Ред.)", — поясняет владелец Piel Cosmetics.

Стартовые затраты — 30 тыс. грн. — бизнес Piel Cosmetics окупил уже через полгода. Но сейчас, по словам Процько, вся полученная прибыль реинвестируется, потому как останавливаться на достигнутом компания не планирует. Главными сложностями в ведении бизнеса он называет недоверие украинцев к косметике отечественного производства и отсутствие профессионалов, причем не только среди сотрудников, но и среди партнеров и клиентов.

История красной туфельки

На вопрос "почему?" Алина Очеретяная, владелица обувного бренда Kachorovska atelier, пожимает плечами: "Это семейное дело, так что, наверное, это заложено генетически. Но мне всегда нравилось шить обувь".

Фото Алексея Фурмана

Начав в 2011-м с единичных заказов, принимаемых через страничку в Facebook, Kachorovska atelier доросла до собственного интернет-магазина с готовым ассортиментом. До этого купить пару туфель от Kachorovska atelier можно было только предварительно заказав их и подождав пять-шесть недель.

"Мы строили и строим свой бизнес на ожиданиях и потребностях клиентов. Пока большинство моих покупателей хотели индпошив, мне было достаточно социальной сети и небольшого офиса на Подоле, куда клиенты приходили делать замеры, — рассказывает Алина. — Когда же количество желающих получить пару "здесь и сейчас" начало резко расти, мы создали свой интернет-магазин и поставили производство на поток".

Индивидуальный заказ у Алины Очеретяной можно сделать и сейчас. Но секрет успеха скорее в другом: в правильном брендинге, дистрибуции и скорости реакции. "Ответ на запрос клиента должен прийти быстро. Никто не будет ждать ответа, выполнят ли его заказ, три дня. И конечно оперативная доставка — заказ должен быть выполнен и доставлен как можно быстрее", — говорит Очеретяная. Владелица Kachorovska atelier не берется точно подсчитать рост количества заказов, но навскидку характеризует: "На порядок" — сейчас ее компания продает около 100 пар обуви в месяц. При средней цене в 800 грн оборот Kachorovska atelier по итогам этого года может достичь около $120 тыс.

Это не предел. Житомирская фабрика, принадлежащая Kachorovska atelier, обеспечивает потребности только киевских клиентов. Но в планах на 2014 год — расширение на другие украинские города. "Главное — справиться с заказами", — говорит Кочаровская. О такой проблеме, как отсутствие спроса на украинскую обувь, молодая украинская дизайнер не знает ровным счетом ничего.

Совместить вкусное и полезное

Если разделить всех успешных украинских предпринимателей на две основные группы, большинство из них можно охарактеризовать так: "Начал заниматься своим бизнесом, поработав в большой (как правило, западной. — Ред.) компании" или "Начал заниматься своим бизнесом, потому что не нашел на рынке того, что искал".

Алена Золотоверхая, производитель конфет и печенья под брендом "Полезные сладости", — из второй категории. "Готовить я любила всегда. Но к идее конфет собственного производства пришла тогда, когда появились дети, — рассказывает она. — Мы все в семье сладкоежки, но ведь от того, из чего сделаны сладости, лежащие на полках супермаркетов, приходишь в ужас!"

После рождения второго ребенка Золотоверхая стала вегетарианкой. "Вопрос вегетарианских сладостей встал ребром. Пришлось начать делать самой", — говорит предпринимательница. Уникальность ее предложения в том, что все трюфеля, шоколадные конфеты и печенье сделаны без применения яиц и масла. "Трюфеля — на основе сухофруктов, а шоколадные конфеты — на основе кэроба и какао-масла, — увлеченно делится Золотоверхая. — Конфеты не проходят термообработку. Для аллергиков и детей — это лучшее, что можно найти".

В свой бизнес Золотоверхая вложила около 20 тыс. грн и планирует окупить их за восемь месяцев ("Полезные сладости" существуют всего три месяца, но Алена говорит, что динамикой пока довольна).

Среди главных проблем, с которыми приходится сталкиваться в частном кондитерском бизнесе, хозяйка "Сладостей" выделяет низкую культуру производства упаковки и логистических услуг. И если с первым еще можно бороться, то проблемы с доставкой практически непреодолимы. Везти микропартию сладостей в отдельном рефрижераторе — нонсенс. А доставка обычными курьерскими службами невозможна: даже в соседнюю область продукция приезжает растаявшей и потерявшей товарный вид.

"Будь получше с логистикой, возможно, я строила бы свой бизнес в основном на работе с оптовыми заказчиками, — не исключает Золотоверхая. — Но поскольку это не вышло, сейчас мы готовим к открытию небольшою кондитерскую".

Меню уже готово.


С предпринимателями беседовала Катерина Венжик, главный редактор Delo.UA

Больше информации об успешных украинских компаниях вы можете найти в проекте "В поисках Made in Ukraine" и группе "В поисках Made in Ukraine" в Facebook