В Великобритании стартап лучше запускать в глубинке — СЕО Poptop

  • Евгений Шестопал

    СEO стартапа Poptop.fm

Сегодня украинская экономика переживает не лучшие времена. В связи с этим многие отечественные стартапы переориентируются с местного рынка на глобальный. Сооснователь сервиса по подбору артистов Poptop.fm Евгений Шестопал рассказал Delo.UA, как они выходили на рынок Великобритании, и какие там есть преимущества для молодых предпринимателей
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Сервис Poptop был основан в 2013 году Евгением Шестопаловым и Игнатом Тхоровским. Тогда он получил резидентство в киевском бизнес-акселераторе Eastlabs.co и первые инвестиции в $20 000. А через полтора года после запуска — еще один грант от британского правительства Sirius Programme от UKTI и $30 000 инвестиций от Торбена Майгаарда. Полученные средства команда использовала на продвижение продукта в Великобритании.

На сайте пользователь выбирает артиста и напрямую отправляет ему запрос на выступление. Возможность обходиться без посредников позволяет получить цену без наценки агенства и не переплачивать. Чтобы отправить запрос, нужно заполнить небольшую форму с деталями мероприятия и отправить ее артистам. Для заказчика пользование сервисом бесплатное, а артист оплачивает 10% комиссии с подтвержденного заказа.

Сейчас стартап работает в Ньюкасле на базе бизнес-акселератора Ignite.io. Сегодня платформа предоставляет выбор из 3 500 артистов в Украине, 3 000 в Польше и 700 в Великобритании.

"В Великобритании уровень конкуренции на рынке ивент-агентств очень высокий, — говорит СЕО Poptop Евгений Шестопал. — У нас там четыре прямых конкурента. В основном они работают по принципу агентств, являясь посредниками между заказчиком и артистом, тогда как мы предоставляем прямую связь между ними. Так потребители получают низкую цену, а артисты высокую конверсию в состоявшиеся заказы."

По его словам, британский рынок развлечений несравненно крупнее и насыщеннее украинского. Каждый год там проходит около 270 000 свадеб на сумму 10 миллиардов фунтов и порядка 1,3 миллиона корпоративных мероприятий (конференции, ужины, презентации) на сумму 40 миллиардов фунтов. "Если говорить о корпоративных мероприятиях — то поводом для них в Британии становится не только Новый год, как у нас, но и годовщина создания компании, День рождения босса и многие другие поводы, пригодные для тимбилдинга. Англичане большое внимание уделяют атмосфере в коллективе — даже средние бизнесы позволяют себе время от времени выделять бюджет на развлечение сотрудников. С другой стороны, артисты, заведения и профессионалы развлекательной индустрии становятся изобретательнее и стараются совершенствовать свой сервис", — говорит он.

Другая особенность, в Великобритании нет такого понятия, как ведущий или тамада на свадьбе или на корпоративе, а свадьбу могут планировать почти за два года. Кроме того, гораздо больше внимания уделяется "мальчишникам" и "девичникам". В Украине, все же, до сих пор основная фигура на свадьбах — это ведущий (тамада). "Мы заметили, что большей популярностью пользуются артисты оригинального жанра, фокусники, танцоры или танцевальные коллективы", — объясняет предприниматель. — В Польше похожая ситуация, а вот в Британии ведущий может разве что провести церемонию."

Интересная особенность исполнителей в Великобритании — многие из них предоставляют целый спектр услуг, то есть кавер-группа непросто сыграет для гостей во время развлекательной части мероприятия, но также может предоставить струнный квартет для встречи гостей, всю необходимую аппаратуру, ди-джея и даже некоторые элементы декора. В Украине же большой популярностью на частных мероприятиях пользуются не только музыкальные группы, но и артисты оригинального жанра.

"Мы планируем мотивировать исполнителей и заведения публиковать подобные предложения и продвигать их среди клиентов с помощью органического трафика. Одна из наших задач, кроме роста по количеству исполнителей, трафика и сделок (в феврале обработали 80 заказов, в марте планируем обработать 120) — предоставлять нашим клиентам более качественный сервис. Сейчас работаем над возможностью не просто заказывать ди-джея на праздник, но в принципе заказывать праздник. Будем предоставлять пакетные предложения от заведений или исполнителей", — рассказывает сооснователь.

Региональные выгоды

В отдаленных городах Великобритании "пробиться" немного проще и поддержка для молодых бизнесов выше, чем в Лондоне. Это не только английская особенность. Похожая ситуация и в других странах Европы, большая часть населения которых сосредоточена не в региональных центрах, а в маленьких городах. Например, население второго по величине города после Лондона — Бирмингема — всего один миллион человек. Само собой, как и в Украине, в Великобритании все стремятся захватить рынок столицы, и в регионах конкуренция ниже.

"Если сравнить Лондон и Ньюкасл — в Ньюкасле, конечно, денег меньше. Но особенность Британии в том, что тут население распространяется не так, как в Украине. Тут большая часть населения живет в очень небольших городках, в которых уровень жизни не ниже, чем в столице. Иногда даже наоборот — в некоторых сферах зарплаты сопоставимы, а аренда жилья в регионах в 2 — 3 раза дешевле. Во всей стране городов-миллионников два — Лондон и Бирмингем. На северо-востоке Англии живет 2,6 миллиона человек — достучаться к ним в плане маркетинга намного проще, чем в Лондоне, но уровень жизни у людей достаточно высокий и проникновение Интернета не ниже", — говорит Шестопал.

Кроме того, регионы пытаются стимулировать местное предпринимательское сообщество, так как многие успешные бизнесы в конце концов переезжают в Лондон, и налоги уезжают вместе с ними. Поэтому, чем дальше от Лондона — тем больше ощущается поддержка бизнеса региональной властью.

Партнерство с англичанами

Деловая этика в Великобритании отличается от отечественной. Один из самых частых ответов на предложение о сотрудничестве в Украине: "Зачем мне развивать твой бизнес?" В Британии, наоборот, многие люди рады помочь даже без явной выгоды — ради развития сообщества, бизнес-среды в целом или из удовольствия. Хотя за последние несколько лет в Украине эта ситуация начала меняться в лучшую сторону.

"С другой стороны, рынок насыщеннее и пробиться сквозь шум до нужных людей очень сложно. Основные рецепты: уместное и грамотное интро, короткое письмо "по делу" и напоминание спустя 10 дней. Британцы очень вежливые сами по себе, поэтому даже если предложение их не заинтересовало — ответят и объяснят, почему", — говорит Евгений.

"Еще один важный момент, подмеченный нами — на британские компании реагируют чуть лучше, чем на иностранные. Это связано с тем, что данные всех компаний находятся в открытом доступе и при желании можно посмотреть их. Благодаря этому, выше доверие к местным компаниям, чем, например, к офшорным", — добавляет он.

Юридические особенности и поддержка бизнеса

Юридические особенности работы в Великобритании могут привести в ярость или, наоборот, к полному ступору. Например, ожидается, что вы будете хранить каждый чек к каждой вашей покупке, сделанной от лица компании, не менее 5 лет. Открыть счет на компанию в банке тоже нетривиальная задача — нужно обязательно иметь доказательства, что вы — директор и владелец мажоритарной доли в компании и постоянно проживаете в Великобритании. В качестве доказательства может подойти счет за газ или воду на ваше имя. Договоры аренды на жилье, любые другие счета или даже официальные письма зачастую не принимаются в качестве доказательства. Если предприниматель только недавно переехал в страну — то с открытием счета могут возникнуть затруднения. Кроме того, банки часто могут отказать в силу каких-то своих причин. Так, причиной для отказа может послужить даже то, что банку не понравится один из совладельцев компании или сфера бизнеса.

Но с другой стороны, поддержка бизнеса в Британии — колоссальна. Основные программы направлены на помощь на начальном этапе: первые полтора года бизнес может использовать счет в банке бесплатно, поддержка при покупке необходимого оборудования (может покрыть до 50% в некоторых случаях), бесплатные воркшопы и лекции, обучающие ведению бизнеса, маркетингу и т.д.

Экономика Великобритании держится на среднем и малом бизнесе и, само собой, любая предпринимательская деятельность тут очень поощряется, начиная с лояльных к стартапам банковских схем, заканчивая интересными условиями по найму интернов — университеты покрывают половину жалования сотрудника. Это касается всех стартапов, зарегистрированных в Великобритании, а из какой страны сами фаундеры — не имеет значения.