Возвращение "заробитчан" — возможности для местного бизнеса

Приток дополнительного населения в небольшие города — новый вызов для всего частного предпринимательства

В Украине активизировалась внутренняя миграция населения. Из-за сокращения в мегаполисах привычного уровня зарплат и рабочих мест сегодня многие решает временно вернуться на "малую родину". Как это меняет структуру спроса на товары и сервисы изучал журнал "Твой номер" №4/2014, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.

На трансформацию актуальных сегодня бизнес-направлений влияет экономическая ситуация. С одной стороны, появление в провинции категории более платежеспособных потребителей стимулирует малый и средний бизнес оперативно реагировать, расширяя и модернизируя количество востребованных видов деятельности. С другой стороны, что число желающих работать на себя растет, соответственно, конкуренция в малом бизнесе лишь усиливается. Чтобы развиваться, теперь придется не просто "делать как все", нужно будет еще искать новую, уникальную или стабильно функционирующую рыночную нишу.

Предприниматели и эксперты помогли составить собственный рейтинг наиболее устойчивых к кризисам разновидностей малого и среднего бизнеса.

Экспресс-красота

Существует стандартный набор услуг, без которых очень трудно обходиться даже в кризис. Парикмахерские — среди них. "Денег у горожан больше не становится, а стричься приходится в любом случае. Поэтому спрос на недорогие услуги просто огромен", — говорит Виктория Мищенко, директор сети "Просто парикмахерская". По ее словам, при сравнительно невысоких вложениях в эконом-цирюльню (до 60 тыс. грн, с учетом аренды помещения и оборудования, а также всех расходов) экспресс-парикмахерскую реально окупить уже в течение года.

Действительно, сегмент лоукост-парикмахерских, специализирующихся исключительно на стрижках, гораздо более устойчивый и динамичный стационарных салонов красоты широкого профиля. Во-первых, их размещения не требует много места (достаточно 15-20 "квадратов" с коммуникациями). Во-вторых, наличие низких цен (в небольших городах постепенно появляются аналоги со стрижками за 20-25 грн) гарантирует высокий поток клиентов. Аналоги таких услуг — экспресс-маникюр, экспресс-стоматология и т.д.

На колесах

Следует заметить, что часто "временные жители столицы" возвращаются на свою родину уже "на колесах". И, соответственно, сталкиваются с необходимостью получения качественного и доступного сервиса не только для себя, но и для собственного автомобиля.

По статистике, в Украине зарегистрировано более 10 млн машин. В то же время, обеспеченность СТО составляет только 50-60% от общей потребности рынка. Это означает, что открытие автомастерской, при условии правильной организации способно приносить владельцу постоянный и неизменно растущий доход.

Генеральный директор одной из станций техобслуживания в Кременчуге Валерий Заворотний советует сначала не хвататься за многопрофильные работы, а сконцентрироваться на предоставлении двух-трех автосервисных работ, например, по ремонту кузова. "Это позволит сэкономить на специалистах и избежать затрат на дорогостоящее оборудование. Со временем, с ростом клиентской базы перечень услуг желательно будет расширить", — рассказывает он.

Наиболее затратные этапы — аренда помещения и покупка оборудования, которое в среднем, обойдется предпринимателю от $30 тыс. Особенностью помещения для СТО являются его размеры — минимум 100-200 кв. м — и место расположения: лучше всего у оживленной дороги или трассы, гаражных кооперативов или автостоянки. "При наличии грамотных специалистов, которые знают нюансы и тонкости различных моделей и марок автомобилей, профессиональное оборудование окупит себя за два-три года", — утверждает Валерий Заворотний.

Перевозки

Наличие собственного автотранспорта, особенно грузового, тоже может пригодиться для развития малого бизнеса. "Газели" и небольшие фургончики оптимально подходят для междугородних и внутригородских переездов, количество которых увеличивается пропорционально миграционным процессам внутри страны. Одним заказчикам требуется перевозка мебели и вещей из столичных квартир в пригороды, другим — переезд всего офиса, третьим — доставка продукции в магазин.

В отличие от автосервиса, услуги перевозок в малых и средних населенных пунктах должны быть многофункциональным — естественная диверсификация заказов позволит обеспечить себя стабильным потоком клиентов и привлечь в компаньоны других владельцев грузовых машин.

Ремонтный бум

Другой, почти беспроигрышный, вариант для небольших городов сегодня — это любой ремонтный бизнес. На первый взгляд, дело это непростое, но, вложив в него 40-50 тыс. грн, можно получить стабильный спрос на услуги, за которые клиенты готовы платить, и стабильный доход от 5 до 16 тыс. грн в месяц. Спрос будет: люди возвращаются в свои дома, нередко пострадавшие от рук квартирантов и хотят начать новую старую жизнь в приличных условиях.

Стремление экономить и не связываться с кредитами стимулирует потребителей чинить и переделывать уже существующие вещи — от одежды и обуви до холодильников и смартфонов. Поэтому сегодня даже в мегаполисах, несмотря на существующую конкуренцию среди мастерских и сервисных центров, места "под солнцем" сейчас хватает всем. Магазины обычно рекомендуют сдать "старый" телефон где-нибудь на запчасти, а взамен купить у них новый. Итак, маленькие поселки и райцентры — настоящее "непаханое поле" для сервис-центров по ремонту неисправных мобильных телефонов и смартфонов.

Владелец сервисной мастерской в Алчевске Леонид Калещук утверждает, что даже в его небольшом городке с населением 120-150 тыс., занимаясь только одним ремонтом, при 10-15 заказах в день и стабильной работе с одним выходным в неделю чистый ежемесячный доход одного сервисного центра составляет 16-17 тыс. грн.

В небольших городах есть смысл начать работать по наименьшим затратным сценарию — стать неавторизованным сервисным центром от старшего партнера. Это выгодно, поскольку расходы на старте сократятся в разы — не нужно будет платить авторизованным сервис-центрам "лишние" 100 тыс. грн лицензионного взноса. "Сервисные центры крупных городов — "работодатели" для мелких региональных игроков, желающих стать их мини-дилерами. Они предлагают всевозможные скидки, бонусы, помощь и привилегии. Если открывать такой сервис с нуля, первоначальные затраты на инструменты составят от 10-15 тыс. грн. Кстати, запчасти лучше покупать по мере необходимости. Что еще стоит купить, так это несколько мобильных телефонов для клиентов в качестве временной замены поломанного аппарата.

Факторы успеха — сокращение сроков ремонта и предложение посетителям дополнительных сопутствующих товаров (аккумуляторов, защитных пленок, зарядных устройств, наушников, ваучеров пополнения счета, стартовых пакетов и т.д.).

Волшебная нить

Небольшая мастерская по пошиву и мелкому ремонту одежды или обуви позволит зарабатывать от 5 тыс. грн. Объединение этих видов услуг в одном месте сгенерирует вдвое больший поток посетителей, пропорционально увеличив доход.

В первую очередь, нужно арендовать помещение — в зависимости от размаха достаточно будет 10-25 кв. м. Сразу придется потратиться на оборудование и подготовку персонала. Важно также уделить внимание рекламе: листовки в почтовые ящики, наружная реклама и объявления о ремонте в местной прессе в этом случае оказываются весьма действенными.

Владелица мини-ателье Елена Курбатова говорит, что при наличии конкуренции можно выделиться за счет дополнения основных услуг в какой-то узкой специализации (например, работы с кожей или мехом, пошивом одежды для танцев).

Продвижение услуг может улучшить и сайт (с полным перечнем информации об услугах, контактным телефоном, графиком работы, адресом и схемой проезда). Но самым эффективным маркетинговым инструментом для ремонтных сервисов будет обычное сарафанное радио.

Владелец обувной мастерской Владимир Прассол признается: его основные клиенты — представительницы слабого пола, поэтому реклама распространяется со скоростью ветра. "До своего сапожника идут примерно так же, как и к стоматологу, — менять хорошего мастера не спешат", — добавляет он.

Место на полке

Продукты питания — это именно то, что пользуется стабильным спросом, независимо от экономических обстоятельств. Однако неблагоприятные факторы по-своему меняют традиционные модели покупательского поведения. И этот "нюанс", при создании концепции торговой точки обязательно стоит учесть.

По словам управляющего партнера консалтинговой компании GT Partners Ukraine Игоря Гугли, залог успешного функционирования небольших торговых точек — в правильном подборе ассортимента и поддержке товарных запасов. В частности, при наступлении видимых или мнимых угроз отечественные потребители начинают закупать впрок продовольственные "наборы паникера". Но поскольку любой продукт имеет свой срок хранения, подобные закупки осуществляются с завидной регулярностью.

Повысить конкурентоспособность магазина можно за счет минимального оформления торгового зала, дешевой аренды и концентрации на узком ассортименте с быстрым оборотом. Кстати, последнее позволит владельцу закупать товары оптом со значительной скидкой.

Поскольку часть товаров относится к социально значимой продукции, торговая наценка на которую имеет ограничение до 15%, для повышения общей маржи крайне желательно разнообразить ассортимент востребованными товарами непродовольственной группы (подгузники, презервативы, фонарики, батарейки, лампочки, спички).

Читать статью в журнале "Твой Номер"