Законодательные инициативы, которые угрожают бизнесу в 2013 году

Из массива последних нормативных изменений (вступивших в силу, принятых и ожидающих утверждения) отобрано восемь, заслуживающих особого внимания предпринимателей

В этом году в Украине вступили в силу новые положения двух кодексов, 52 закона и 36 нормативных актов Кабмина — не считая сотен законопроектов, зарегистрированных в ВР. Чтобы выделить из этого массива самые важные изменения, специалисты юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" по просьбе "Инвестгазеты" отобрали восемь документов. Часть из них откровенно курьезны, но даже это не исключает возможности их принятия... Полная версия материала — в "Инвестгазете" №5 (от 11.02.2013 года), далее — приведена сокращенная версия публикации.

1. Закон "О занятости населения" №5067-VI (действует).

Компании, которые в течение 12 месяцев создадут новые рабочие места, могут рассчитывать на льготы в следующем году. Их суть заключается в компенсации Пенсионным фондом 50% суммы единого социального взноса (ЕСВ), который был уплачен работодателем за новых работников (ставка — 34,7% минимальной зарплаты). В некоторых случаях при при­еме на работу "неконкурентных" специалистов… льготы могут составить 100% ЕСВ. Ключевое условие для получения льгот — зарплата должна быть не ниже трех минимальных (3441 грн в 2013 году). Одновременно кадровым агентствам запрещено брать деньги с соискателей за трудоустройство. Одним из закономерных последствий этого новшества станет уход ряда компаний и, как следствие, перераспределение рынка посреднических услуг при трудо­устройстве.

2. п. 57.1 Налогового кодекса (действует).

С 1 января 2013 года изменился порядок уплаты налога на прибыль. Предприятия, чей доход в прошлом году превысил 10 млн грн, обязаны платить налог авансом.

3. ст. 265 Налогового кодекса (действует).

С 2013 года в Украине вводится новый налог — на недвижимость, который действует примерно в 130 странах мира. На его долю приходится значительная доля бюджетных поступлений: около 52% во Франции, 81% — в Канаде, от 10 до 70% — в США в зависимости от штата. В Украине плательщики налога — физические и юридические лица — собственники жилой недвижимости, в том числе нерезиденты… Кстати, предприятия уже обязаны отчитываться перед налоговой по этому налогу. Не исключено, что после обкатки механизма взимания налога он будет повышен.

4. ст. 215-1 Налогового кодекса (действует).

Продажа вне фондовой биржи ценных бумаг, состоящих в биржевом реестре, облагается в 2013 году налогом по ставке 0,1%. Для бумаг, не числящихся в реестре, — 1,5%. Зато сделки, заключенные на бирже, облагаются по ставке 0%. Очевидно, что законодатель пытается "загнать" операции с ЦБ в биржевой сектор, что, помимо серьезного госконтроля, подразумевает оплату биржевых издержек.

5. Законопроект "О возвращении имущества базовых отраслей национальной экономики…)" №1039

Самый одиозный проект обосновывает необходимость национализации предприятий основных отраслей экономики, чтобы создать на их базе "нацио­нальный фонд общего наследия", не подлежащий дальнейшей приватизации... Пока основное препятствие для реализации этих планов — противоречие общего механизма плановой национализации статье 41 Конституции, по которой принудительно отчуждение частной собственности может применяться лишь как исключение в связи с общественной необходимостью.

6. Законопроект "О внесении изменений в законодательные акты…" №2062

Преследуя благие цели по сохранению здоровья нации, авторы проекта предлагают ограничить количество лицензий на торговлю алкоголем из расчета одна лицензия на 20 тысяч жителей населенного пункта. Кроме того, предполагается запретить продажу алкоголя, пива и "слабоалкоголки" с десяти часов вечера до восьми часов утра... Наличие только одной легальной точки в округе почти наверняка приведет к расцвету подпольной торговли этими напитками и производству их суррогатов.

7. Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" №2032

Правительство предлагает создать возможность привлечения юридических лиц к уголовной ответственности. Разумеется, любые действия юрлица совершают не сами, а через сотрудников, но, по логике авторов, реальная возможность их наказания не соответствует размеру нанесенного вреда.

8. Законопроект "О стимулировании развития отечественного…" №2067

Ограничить возможности монополизации рынка крупными торговыми сетями за счет стимулирования деятельности малых и средних предприятий — главная цель нового законопроекта. Основные предложения: вынести на пять километ­ров за пределы населенных пунктов все магазины площадью свыше 300 кв. м и запретить их работу по воскресеньям и праздникам; ограничить отсрочку оплаты поставленного товара 45 днями вместо нынешних 90... Нововведение может полностью перекроить розничный рынок, привести к уходу с него крупных сетей и создать значительные неудобства покупателям.