Фирташ купил долги банка «Надра»

Дмитрий Фирташ взялся за реструктуризацию внешних обязательств банка «Надра». В интересах бизнесмена скупаются евробонды проблемного финучреждения и торговое финансирование

стало известно «ДЕЛУ», потенциальный владелец банка «Надра», глава совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ занялся скупкой еврооблигаций этого финучреждения. «Компании, дружественные украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, выкупили у Millhouse Capital (подконтрольна российскому бизнесмену Роману Амбрамовичу. — «ДЕЛО») их пакет еврооблигаций банка «Надра» номинальной стоимостью $55 млн. Бонды были приобретены за 30% от их номинальной стоимости (объем сделки $16,5 млн. — «ДЕЛО»)», — сообщил источник, близкий к банку «Надра». В пресс-службах Millhouse Capital и DF Group не смогли прокомментировать эту информацию.Дмитрий Фирташ скупает долги «Надра» для того, чтобы получить возможность провести их реструктуризацию на выгодных для себя условиях. Для этого ему необходимо согласие 75% держателей евробондов. Напомним, сейчас в обращении находятся еврооблигации банка «Надра» номинальной стоимостью $175 млн. «Такие действия являются с его стороны вполне логичными. Банк «Надра» отягощен большим количеством просроченных обязательств и кредиторы могут инициировать процедуру банкротства финучреждения в любой момент. Поэтому пока у потенциального инвестора не будет договоренности с кредиторами, он вряд ли захочет покупать банк и тратить на его спасение большие деньги», — объясняет директор инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital Максим Нефьодов.

Компания Абрамовича могла хорошо заработать

В течение 2009 года временная администрация банка «Надра» предпринимала несколько попыток реструктуризировать внешнюю задолженность финучреждения. Однако на предложенные в июле 2009 года условия не согласились держатели бондов, улучшенное октябрьское предложение удовлетворило 75% инвесторов, о чем в декабре 2009 года заявила временный администратор банка «Надра» Валентина Жуковская. Однако из-за того, что обязательным условием реструктуризации было вхождение государства в капитал банка, а финучреждение так и не было национализировано, то и реструктуризация не была завершена (договоры не вступили в силу) и евробонды «Надра» по-прежнему находятся в состоянии дефолта.

В прошлом году представители Millhouse Capital принимали активное участие в переговорном процессе. «У Millhouse был мандат на представление интересов более 50% держателей евробондов «Надра». При этом сама компания являлась крупнейшим держателем евробондов и без ее согласия провести реструктуризацию было бы невозможно», — объясняет старший аналитик инвесткомпании Astrum Investment Management Сергей Фурса.

Участники рынка считают, что инвестиция Millhouse в бонды банка «Надра» оказалась достаточно удачной. «По неофициальной информации, они купили евробонды «Надра», когда те были на самом дне и стоили меньше, чем 10% от номинала. Если они продали их сейчас за 30% от номинальной стоимости, то получается, что менее чем за год они смогли заработать на них более 200%», — говорит аналитик крупной инвесткомпании, пожелавший остаться неназванным.

Условия могут быть намного жестче

«Инвестиционщики» не исключают, что в случае если компании, близкие к Дмитрию Фирташу, смогут консолидировать необходимое для принятия единоличного решения количество еврооблигаций, новые условия реструктуризации могут оказаться гораздо хуже тех, что банк предлагал в прошлом году. «Будут предложены максимально выгодные условия для банка, но совсем не учитывающие интересы инвесторов — низкий купон, отсрочка по выплате основной суммы долга на 5-10 лет и так далее», — считает руководитель крупного инвестбанка, принимавший участие в переговорах о реструктуризации.

Участники рынка не могут даже приблизительно оценить, сколько уже Дмитрий Фирташ сконцентрировал бумаг. Евробонды, принадлежавшие Millhouse, составляют немногим более 31% от всего выпуска. Однако в течение последнего месяца есть спрос на облигации банка «Надра», что стало одной из основных причин их удорожания — с начала февраля они подорожали более чем в два раза и сейчас стоят около 30% от номинала.

Однако еврооблигации — это только незначительная часть внешней задолженности банка «Надра». Кроме них, финучреждение имеет еще почти $700 млн. внешних обязательств в виде торгового финансирования, двусторонних кредитов и т.п. По информации «ДЕЛА», работа по реструктуризации этой задолженности в последнее время также активизировалась. Например, Fortis Netherlands, предоставлявшая банку «Надра» торговое финансирование, продала часть этой задолженности структурам, близким к Дмитрию Фирташу.