5 незавершенных дел Айвараса Абромавичуса

Что успела сделать команда "технократа" Абромавичуса за 14 месяцев при власти
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Айварас Абромавичюс подал в отставку, обвинив администрацию президента, депутатов Верховной Рады и в частности Игоря Кононенко в политическом давлении. На его заявление негативно отреагировали послы западных стран, украинские эксперты и еврооблигации. Вслед за Абромавичусом о желании покинуть МЭРТ заявили и его замы.

Для того, чтобы говорить о том, насколько эффективным министром последние 14 месяцев был Абромавичус и почему большая часть общественности сожалеет о его уходе (но есть и те, кто ликуют), нужно посмотреть не только на то, что сделало министерство, а и на то, что могло бы сделать, но не смогло.

1. Реформа министерства

О том, что Министерство экономики нужно менять, говорили давно. Причем как минимум двое бывших руководителей МЭРТ (Сергей Терехин и Павел Шеремета), покидая кресло, заявляли, что его можно смело ликвидировать. О постепенной самоликвидации говорил и Абромавичус, но ограничился сокращением функций и численности министерства — на сайте МЭРТ сообщается о том, что штат министерства был сокращен на 50%, а руководство обновлено на 80%.

Валерий Пекар, экономист и активист платформы "Нова Країна", на своей странице в facebook высоко оценил достижения на этом поприще: "Оно (министерство) много лет было постсоветским Госпланом, на который было понавешано больше десятка ликвидированных в разное время министерств и комитетов. В конце получился монстр, в котором только в центральном аппарате работало 1400 человек, занимавшихся в основном ненужными вещами. Абромавичус все почистил, перестроил, сократил почти вдвое персонал и набрал новых людей, заменив всех заместителей и почти всех директоров департаментов". По словам Абромавичуса, к концу года штат сократился до 600 человек.

Но изменилось не только количество сотрудников, изменилась скорость принятия решений, упростился документооборот.

По словам замминистра экономики Юлии Клименко, которая также сегодня подала в отставку, в 2014 году путь любого решения от разработки до утверждения Кабмином занимал в среднем 5 месяцев, сейчас он сократился до 3 недель, максимум — месяц.

2. Прозрачные госзакупки

Даже скептики и хронические "зрадофилы" признают успех реформы госзакупок, которая была подготовлена гражданскими активистами при поддержке Министерства экономического развития. На сегодняшний день в электронном виде проводятся все закупки, которые попадают под действие закона о госзакупках, доступ к тендерам получил малый и средний бизнес, а государство сэкономило уже около 500 млн гривень.

"Новая команда МЭРТ сделала очень важную вещь — включила Prozorro в общую стратегию реформы госзакупок. Значение этого шага огромное — это позволило развивать проект с учетом общих с министерством целей и задач, понимать, какие проблемы "вылечит" Prozorro, а где нужно искать другие решения. Без Айвараса и Макса Нефьодова нам было бы в разы сложнее", — говорит Кристина Гуцалова, координатор проекта электронных закупок. Роль МЭРТ была еще и в том, что именно через министерство прошли необходимые законопроекты, а Максим Нефьодов стал главным лоббистом Prozorro как в парламенте, так и в ведомствах, которым пришлось работать по новым правилам.

Однако Гуцалова считает, что победа не окончательна: "Конечно, сделано много — Закон принят, мы готовимся разворачивать систему на всю страну. Но электронизация — это только одно направление, реформа должна продолжаться. Но при желании ее можно будет и остановить, и извратить", — рассуждает она.

3. Дерегуляция

Самым важным для бизнеса пластом работы Минэкономразвития стала дерегуляция — министерству достались авгиевы конюшни бюрократии и многое удалось таки расчистить.

Команда Айвараса разработала законопроект про перечень административных услуг, который сократил количество этих услуг с 3 тыс. до 562, а их цена — зафиксирована.

Количество разрешительных документов сократилось со 143 до 84. Количество обязательных лицензий сократилось с 56 до 30. Четырьмя приказами МЭРТ отменил ГОСТы, действовавшие 70 лет и регулирующие все, вплоть до толщины столешницы в домашней мебели. Отменили карантинный сертификат, сократили срок выдачи фитосанитарного сертификата. Использование печати сделали добровольным, а срок регистрации бизнеса сократился до двух дней.

С 2016 года МЭРТ планировал подойти к вопросу системно — был создан проектный офис эффективной регуляции (BRDO), который сейчас включает порядка 20 человек и формально не зависит от министерства. Дополнительно запускается Проект Евросоюза — там количество человек доведено до 50-70. "70% — это бизнес-аналитики, которые понимают, где есть проблемы, как их решать, 30 % — это юристы, которые за ними правят документы, чтобы сразу оформлять их в законопроекты. План дерегуляции на сегодняшний день состоит более чем из 200 инициатив — сейчас мы актуализируем на следующий год, дополняем. В феврале выйдем с новой инициативой", — рассказывает Дмитрий Романович, проектный менеджер Нацсовета реформ.

На сегодняшний день МЭРТ подготовил 57 законопроектов, которые позволят Украине подняться в рейтинге Doing Business, если будут приняты до конца мая. С той же целью Кабмин утвердил еще 43 документа — это подзаконные акты и приказы, распоряжения, которые готовятся на уровне министерств.

В планах была масштабная реформа органов контроля. "Мы насчитали только налоговых инспекторов 65,3 тыс. человек, остальных проверяющих тоже невероятное количество — 78 тыс. санитаров, ветеринаров, потребинспекторов — и чаще всего эти люди приходят к бизнесу не для контроля безопасности, а для того, чтобы получать взятки. У нас на самом деле никто товар и продукт не проверяет. Проверяют документы к ним, и это маразм. Сейчас мы хотим поменять все стандарты, в том числе и стандарты техрегулирования, чтобы проверялся сам продукт, его качество", — рассказывала Клименко незадолго до заявления об отставке.

4. Приватизация и управление госпредприятиями

Министерство экономики впервые в истории независимости взялось за госпредприятия — бездонную яму, которая поглощала миллиарды бюджетных средств. Командой Абромавичуса было подготовлено и внесено на рассмотрение Парламента два важных законопроекта — об усовершенствовании процесса приватизации (2319а) и о реформе управления госсобственностью.

Приватизация крайне важна для государства — она позволит избавиться от множества очагов коррупции и статей государственных расходов, привлечь 17 млрд гривень в бюджет за счет продажи госпредприятий, получить иностранные инвестиции, выровнять платежный баланс, а за ним — и курс гривни, и главное — наконец-то дать шанс этим предприятиям стать эффективными. Первым предприятием, которое удалось бы продать прозрачно и цивилизованно, должен был стать Одесский припортовый завод. Но вопрос приватизации намного сложнее дерегуляции, которая нравится всем. В сознании постсоветского народа она расценивается как "распродажа родины", а народные депутаты и рады поддерживать эту иллюзию.

"В итоге законодательная база для проведения приватизации не готова, но в этом нет вины министерства. Я считаю, что они сделали достаточно много — они подготовили концепцию, разработали законопроект, проталкивали его. Разве это вина министра, что Раде понадобилось 16 раз голосовать за то, чтобы принять его только в первом чтении?" — размышляет Андрей Бойцун, эксперт Центра экономической стратегии.

Не лучшим образом дела обстоят с реформой управления: законопроект о корпоратизации так и не был принят. Однако Бойцун уверен — пример "Нафтогаза", который перешел "под крыло" МЭРТ доказывает, что реформировать госпредприятия можно и без Парламента, создавая условия постановлениями Кабмина. МЭРТ обязал предприятия провести аудит и публиковать финансовую отчетность и отобрал 277 управляющих предприятиями. Но по словам министра, сопротивление заинтересованных лиц оказалось слишком велико.

5. Поддержка экспорта

При Абромавичусе было сделано то, что неоднократно откладывалось — это подписание договора о Зоне свободной торговли с Евросоюзом (экономической части Соглашения об Ассоциации), а вслед за ним — с Канадой. Наталия Микольская, торговый представитель и уже тоже экс-замминистра экономического развития, стала самым активным сторонником украинского бизнеса за границей — она сопровождала украинских экспортеров, выбивала квоты, договаривалась с ВТО, воевала с Россией за возобновление транзита, проталкивала таможенные упрощения и решала проблемы с экспортом в Беларусь.

По инициативе МЭРТ было создано два важных института для защиты бизнеса — это бизнес-омбудсмен и Совет экспортеров. Первый занимается внутренними проблемами бизнеса, второй — внешними, и бизнес может обратиться к ним, как только возникают проблемы. Например, как только РФ закрыла транзит для украинских товаров, на базе Совета экспортеров был создан оперативный штаб, который помогал растерянным экспортерам. Была налажена коммуникация и с российской стороной, и с ВТО. В министерстве считают, что вынесение вопроса на уровень ВТО и ЕС позволило быстро вернуть право украинских товаров на транзит. Но заметим, к тому моменту первый поезд, идущий в Китай в обход РФ, уже находился в пути.

В заслуги министерства можно отнести и проведение двух инвестиционных форумов — в США и Германии. С одной стороны, они позволили экспортерам выйти на внешние рынки "под знаменами" государства, с другой — сделать рекламу для потенциальных инвесторов.

Однако всех этих усилий оказалось недостаточно — по данным самого министерства экспорт за 9 месяцев 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на треть, или почти на $14 млрд. Впрочем, на мировые цены на сырье, которое в основном и экспортирует Украина, ни одно локальное министерство экономики влиять еще пока не научилось.