8 вопросов от бизнеса новому главе Антимонопольного комитета

Новый глава АМКУ впервые после назначения встретился с бизнесом и ответил на самые болезненные вопросы

Антимонопольный комитет Украины больше года работал без руководителя и в последнее время отличился тем, что отказался признать монополию ДТЭК Рината Ахметова в электроэнергетике. Месяц назад АМКУ наконец-то получил нового главу — ВРУ одобрила на этой должности предложенного президентом Юрия Терентьева.

Терентьев пришел в АМКУ из бизнеса (работал в "Bristol-Myers Squibb Украина", "JTI Украина", "МЕТРО Cash&Carry Украина", а с 2012 года — в "ArcelorMittal Кривой Рог"). Это дает ему основания утверждать, что он прекрасно знает о проблемах предпринимателей в их отношениях с госорганом. Главной своей задачей на посту комитета Терентьев считает повышение эффективности работы АМКУ, в том числе в части информирования общества о его работе, участия в законотворчестве (имплементация прозрачной методики начисления штрафов, критериев горизонтальной концентрации, комплексное исследование рынка энергетики).

Информационной кампании Stronger Together удалось побывать на закрытой встрече Терентьева с предпринимателями, членами Американской торговой палаты, и записать самые острые вопросы бизнеса к регулятору и самые смелые ответы.

1. Мы действительно видим изменения, Комитет стал более открытым. Как вы собираетесь еще улучшить механизм подачи и рассмотрения заявлений на концентрацию?

Около 75% заявлений нуждаются в дополнительных объяснениях со стороны тех, кто их подает. Конечно, крайне эффективно проводить индивидуальные консультации по каждому заявлению, но мы с департаментом концентрации будем искать наиболее эффективный способ институционализации этого диалога. Возможно, это будут какие-то ежемесячные встречи, где позицию комитета по определенным вопросам будут доносить юристам компаний. Также мы обсуждаем идею создания некоего унифицированного образца документов. Здесь есть два направления работы: первый — законодательно-стратегическое решение вопросов концентрации. Второе — формализация процедуры требований к документам по концентрации. И третий — это коммуникация наших требований, что собственно составляет 95% проблем. Если все будет налажено, то эти вопросы можно будет решать достаточно быстро.

2. Есть закон "О защите от недобросовестной конкуренции", но бизнес все меньше использует этот инструмент защиты своих прав, но не потому, что нарушений стало меньше, а из-за бюрократии: более 90 дней заявление находится на рассмотрении комитета пока решается только вопрос о его принятии. Бывает и так, что официального ответа нет даже по истечении этого срока. Известно ли вам об этой проблеме?

Если у вас есть видение решения этой проблемы, я готов к диалогу. Со стороны антимонопольного комитета в контексте этого вопроса также есть серьезная проблема — действующий запрет на проверки нарушения законодательства о конкуренции. Сейчас наша возможность расследовать существенно ограничена.

3. Как бизнесу работать с обновленным Антимонопольным комитетом? Кому писать письма?

Бизнес должен свободно обращаться к АМКУ. Быстрое решение ваших вопросов — это моя проблема, а не проблема бизнеса. Пишите на Антимонопольный комитет, я читаю лично каждое письмо. Каждый день я лично подписываю пачки почты. Например, вчера приходил гражданин, который жаловался, что его заставили подписать обременительный договор с Киевэнерго. Конечно, для каждого обращения мы определяем ответственное лицо, но каждое заявление я вижу лично. Я заинтересован, чтобы документооборот и рабочие процессы были наиболее оптимальными, а отзывы о нашей деятельности — позитивными.

4. Чем бизнес мог бы помочь в вашей работе?

Мы будем рады получить поддержку бизнеса в вопросе законодательных инициатив. Если речь идет о разработке документов, то будем благодарны за профессиональную помощь юрфирм. Нужна и помощь в организации коммуникационных мероприятий. Мы обсуждали возможность каких регулярных antitrust trainings для бизнеса, юристов. Часто проблемы, в которых АМКУ видит нарушение законодательства, бизнес не видит ничего плохого, а значит нужно ясно доносить свою позицию предпринимателям. Например, вопрос торгов в государственных закупках: очень часто приходит на торги 4 пары (8 участников). Когда ты приходишь не один, а с кем-то — это уже является нарушением. Мы должны вместе создавать некую общественную культуру конкуренции, нетерпимости к нарушениям, люди должны знать свои права, в том числе и в отношениях с монополистами. Это не общие фразы. Конкурентное право в Украине работает недостаточно хорошо в частности из-за низкого развития культуры свободы предпринимательской деятельности, поэтому этот аспект на самом деле очень важен.

5. Если посмотреть на статистику АМКУ, 97% судебных споров против АМКУ решаются в пользу Антимонопольного комитета, и только 3% — в пользу субъекта. Понятно, что это не только ваша проблема, но и проблема независимости судебной системы, но как построить прозрачные отношения между комитетом и бизнесом в области расследований, где стороны находятся по разные стороны? Что можно сделать в этом направлении?

Вопрос защиты прав субъектов, которые являются объектами расследования, отражен в коалиционном соглашении, в Соглашении об ассоциации — к этим вопросам очень значительное внимание, а поэтому они будут решены. Думаю, причина такого высокого показателя решений дел в пользу АМКУ в том, что некоторые решения находятся только в компетенции комитета (например, определение размера штрафа — Ред.). С другой стороны, деятельность АМКУ как органа обжалования почти не вызывает недовольства участников процесса. Да, есть много тендерного троллинга, технических обжалований, но в этой сфере не более 10% наших решений обжалуются в судебном порядке. И это говорит о том, что правоприменительные процессы в АМКУ эффективны.

6. Цель Антимонопольного комитета — обеспечить максимальную конкуренцию на рынках, которые не являются естественными монополиями. Есть достаточно сложная разрешительная система, но за прошлые годы много игроков обошли ее или использовали ее, заняв монопольное положение. Многие рынки не являются конкурентными, в том числе сырьевые. Что вы планируете делать с такими рынками? Какова цель тех 40 расследований, которые сейчас проводит АМКУ? Готов ли комитет заставлять игроков продавать свои активы после завершения расследования?

47% рынков в Украине конкурентны, 11% — природные монополии, в 40% случаев конкуренция, существенно ограничена, но возможна. Есть разные формы государственного регулирования. Количество конкурентных рынков за последние 10 лет в Украине упало на 12%. Здесь АМКУ должен не допустить картельных сговоров, концентрации. Вторая группа — природные монополии. Здесь наша задача — бороться со злоупотреблениями. Мы получаем много заявлений о злоупотреблении монопольным положением (более 2 тыс. за прошлый год). Закон о защите экономической конкуренции предусматривает как крайнюю меру принудительное разделение компании. Были и прецеденты в 90-х гг, когда делили госпредприятия при приватизации. То есть, если будут законные основания это делать, то инструментарий есть. Сейчас мы проводим комплексное исследование рынка энергетики, фармацевтики, топлива. По результатам будет решение.

7. Уже достаточно давно идет речь о том, чтобы создать публичный документ, который бы определял алгоритм расчета штрафов. Сейчас есть законопроект 2431, который предлагает установить такую методику. Как вы относитесь к тому, чтобы сделать предсказуемой деятельность антимонопольного комитета в контексте начисления штрафов, таким образом преодолев коррупционную составляющую в этой процедуре?

В Соглашении об ассоциации (статья 255) предусмотрено, что ведомство "разъяснит принципы" наложения штрафов. Принципы и методика — это немного разные документы. Методика предполагает наличие конкретной формулы. На протяжении 2 недель моей работы в АМКУ мы рассмотрели несколько дел, которые касались непредоставления информации. Максимальный штраф мог достигать 50 млн грн., но комитет принял решение ограничить 25 тыс. грн. Субъективно мы стараемся, чтобы штрафы соответствовали нарушению, но это, конечно, несистемное решение. Законопроект 2431 предусматривает такую системность, а также то, что суды будут иметь возможность пересматривать размер штрафа. Подобные изменения должны быть в законодательстве. Или это должна быть конкретная методика, или это должны быть правила антимонопольного комитета. Этот вопрос должен быть урегулирован в течение ближайших 2-3 месяцев.

8. Многие вопросы в деятельности АМКУ урегулированы, но не все. Мы будем счастливы выполнять требования АМКУ, но мы их не знаем. Планируете ли вы выдавать рекомендации, будут ли использованы прецеденты, станут ли решения публичными?

Не комитет тормозит публикацию своих решений, а сами участники рынков, которые чаще всего считают эту информацию коммерческой тайной и не желают ее раскрывать. Тем не менее, база прецедентов будет создана, ведь мы хотим, чтобы наша практика была системной. Есть разные модели конкурентного права: в США, в РФ, в ЕС. При европейском подходе существенным источником права являются прецеденты. В РФ законодательство инструкционное — предоставляет очень конкретные инструкции. Я думаю, мы будем искать баланс, создавая динамичную и справедливую систему конкурентного права, которая в то же время будет постоянной и понятной.