Аналитики Citigroup усомнились в надежности гособлигаций Японии, США, Франции и Великобритании

По мнению аналитиков Citigroup, одного из крупнейших банков мира, госдолг уже нельзя считать надежным безрисковым активом в принципе. Под «раздачу» попали бонды самых надежных стран-эмитентов

Хватит переживать исключительно по поводу PIIGS! Экономисты Citigroup предлагают расширить кругозор и усомниться в надежности такого некогда безупречно надежного и безрискового актива, как госдолг в целом.

Пока мир беспокоится насчет стабильности европейской периферии, Citigroup уже бьет в набат, задаваясь вопросом: действительно ли долг, обеспеченный гарантией таких государств, как США, Япония или Британия безопасен, как это принято считать.

Многие инвесторы и обозреватели рынка уже поговаривали о подобных перспективах ранее, но когда за дело жестко берется крупнейший инвестиционный банк и, не стесняясь в выражениях, обрисовывает проблемы, стоящие перед рядом государств, это может означать, что ситуация приобретает более мрачную окраску.

1. Греция – Грядет реструктуризация

Прогноз: Будучи самым слабым звеном еврозоны, Греция может стать страной, наиболее нуждающейся в «ближайшие несколько лет» в реструктуризации долга. 

Детали: Может показаться, что Греция добивается краткосрочного прогресса, однако стоимость обслуживания ее долга продолжит расти, и к 2013 г. составит 8% от ВВП. Страну уже характеризует политическая нестабильность, и дальнейшая реализация мер жесткой бюджетной дисциплины вызовет новые протесты. 

Возвращение Греции на рынки частного капитала после мая 2013 г. представлялось и по-прежнему представляется маловероятным, если страна не осуществит реструктуризацию своего долга.

2. Ирландия – Спасение банков может потянуть на дно все государство

Прогноз: Ирландские власти навлекли на свою голову проблемы, спасая национальный банковский сектор. Вопрос в том, чей долг находится под угрозой дефолта: банковский или государственный (или же оба).

Детали: За свое нынешнее шаткое положение госдолг Ирландии должен благодарить банковский сектор страны. Пакет финансовой помощи, организованный ЕС совместно с МВФ, не решает проблем, поскольку он не реструктурирует банковскую систему страны.

Есть вероятность, что новое правительство Ирландии (или последующее, более националистически настроенное правительство) все же направит страну по пути реструктуризации, сделав ее европейским пионером в этой области. 

3. Португалия – На грани обращения за помощью к ЕС/МВФ

Прогноз: Вероятно, что вскоре Португалия тоже протянет руку за помощью, поскольку доходность, выплачиваемая по госдолгу, выросла.

Детали: Суверенные долговые проблемы Португалии больше похожи на греческие, чем на ирландские — низкие темпы роста, высокий уровень долга. Серьезные долговые проблемы наблюдаются и в частном секторе, и это может означать, что процесс дегиринга, или отказа от использования заемных средств, возможно, еще даже не начался. Весьма вероятно, что в 2011 г. страна снова столкнется с рецессией.

4. Испания – Если ей понадобится помощь, еврозона окажется не готова к этому

Прогноз: Кризис на рынке недвижимости страны, проблемы в банковском секторе и высокий уровень безработицы могут побудить страну обратиться за помощью к ЕС и МВФ — и тогда окажется, что их возможности недостаточно велики для поддержки государства такого размера. 

Детали: Непосредственную угрозу для Испании представляет возможность возникновения проблем в ее банковском секторе, что обусловит рост издержек правительства. Меры жесткой бюджетной экономии могут негативно отразиться на налоговых поступлениях и показателях экономического роста.

Текущий размер фонда EFSF не располагает объемом средств, достаточным для финансирования нужд Испании, и в этой связи последствием может стать расширение фонда и повышение стоимости участия в нем для всех стран еврозоны. Впрочем, у Испании сохраняются шансы разобраться с кризисом своими силами.

5. Италия – Пока выглядит прилично, но может оказаться второй Испанией в режиме ожидания

Прогноз: Решение Италии не увлекаться чрезмерным финансовым стимулированием сдержало рост ее долга, а устойчиво консервативный настрой правительства способствует сохранению спокойствия на долговых рынках. Ситуация может измениться, если разразится политический кризис, либо же в случае активной пролонгации долга. 

Детали: В Италии отмечается ряд проблем, свойственных и другим слабым звеньям еврозоны: низкие темпы роста, высокий долг… Однако они не настолько сильно выражены, как в остальных странах PIIGS. В то же время, как и в случае с Испанией, если события примут неожиданный оборот, проблемы Италии окажутся слишком велики и непосильны для стабфонда ЕС-МВФ в его нынешнем виде.

6. Бельгия – Политический кризис может разделить государство и его долг

Прогноз: Долговые риски Бельгии преимущественно ассоциируются с нестабильной политической ситуацией в стране. С июньских выборов она практически существует без правительства, а тем временем силу набирают националистические партии, ведущие государство к расколу. 

Детали: У Бельгии нет серьезных проблем с долгом, даже несмотря на то, что в 2009 г. он составлял 96,2% от ВВП, поскольку страна уже демонстрировала свою способность сокращать дефицит. Однако политические риски сохраняются, угрожая распадом страны на фламандскую и валлонскую (франкоязычную) общины, а соответственно, и разделением госдолга.

7. Франция – Мер жесткой экономии недостаточно

Прогноз: Франция может лишиться своего кредитного рейтинга AAA, если не урежет свои расходы посредством радикальных финансово-бюджетных реформ. 

Детали: Рынки начинают относиться к Франции иначе, чем к другим крупным государствам с рейтингом ААА (например, Германии и Британии). Доходность по ее активам растет, в то время как прогнозы правительства в отношении показателей дефицита выглядят слишком оптимистично. 

8. Соединенное Королевство – Ситуация улучшается, но есть риски заражения 

Прогноз: Агрессивные меры бюджетной экономии успокоили рынки, и, похоже, что Британия движется в верном направлении. 

Детали: Решительные шаги правительственной коалиции по сокращению расходов помогают стране держать курс на целевой ориентир дефицита в размере 1% от ВВП в 2014/1015. Однако экспортный сектор Британии подвержен угрозе заражения со стороны еврозоны. Впрочем, в глазах инвесторов, ищущих безопасное убежище, привлекательность страны повышается.

9. Япония – Требуется серьезная реструктуризация долга 

Прогноз: Для того чтобы обеспечить себе стабильную финансовую ситуацию, Япония должна провести масштабную реструктуризацию госдолга, считает МВФ. Тем не менее, она продолжает кредитовать под очень низкий процент. Существует угроза скачка доходности. 

Детали: Перспективы медленных темпов роста экономики и чрезмерная зависимость от внутреннего долгового рынка угрожают ухудшением положения с долгом. Без серьезных мер в отношении налогово-бюджетного баланса Япония может стать жертвой ситуации, в которой инвесторы начнут верить в реальную возможность дефолта, что спровоцирует резкий рост доходности, и в свою очередь действительно сделает дефолт более вероятным исходом.

10. США – Возможно, тут дела хуже всего, но мир по-прежнему верит в долг США 

Прогноз: Вероятно, самые серьезные проблемы с долгом у Штатов, однако их поддерживает более позитивный прогноз экономического роста по сравнению с еврозоной или Японией. Рынки продолжают рассматривать США как безрисковую парковку для инвестиций в терминах как инфляции, так и дефолта, и это удерживает доходность по американским активам на низком уровне. 

Детали: С учетом Fannie, Freddie или необеспеченных обязательств, ситуация в стране выглядит еще хуже, однако безрисковая оценка, выставленная рынком Америке, позволяет властям США продолжать задействовать финансовое стимулирование (снижение налогов) для оживления роста экономики.

11. Венгрия – Серьезная угроза неминуемого дефолта по госдолгу 

Прогноз: Правительство лишилось поддержки МВФ; ЕС может отказаться предоставлять стране ликвидность; высокие риски кризиса.

Детали: Венгрии необходимо снова оказаться на хорошем счету у МВФ и ЕС, оставив свой Центробанк в оппозиции и добиваясь решительного сокращения расходов.