Автомобильные шины Nokian Tyres ломают стереотип франчайзинга в Украине

Франчайзинг с каждым годом становится все популярнее в Украине. Однако много сфер деятельности, где мог использоваться этот бизнес-инструмент, остаются неохваченными. Nokian Tyres своим примером показывает, как можно сломать устоявшийся стереотип франшизы

Еще несколько лет тому назад франчайзинг был слабо известен в Украине. Однако сегодня об этой схеме открытия собственного бизнеса узнают все больше и больше украинцев.

Как рассказала «Делу» директор ООО «ПРОФИТ систем» Лилия Сидельник, если партнерство методом франчайзинга 5 лет назад предлагали около 80 компаний, то сегодня таких компаний в Украине уже 500, из которых активными можно назвать 300 компаний.

«Если раньше франчайзинг был явлением больших городов, то сегодня он приходит и в меньшие города. Франчайзинговые точки уже появились в городах с населением 30 тыс. человек», - отмечает эксперт.

По словам Сидельник, сегодня наиболее активно франчайзинг используют компании, которые не требуют очень больших сумм инвестиций - до $20 тыс. - и относительно быстро окупаются – до 1,5 лет.

«Обычно это бизнес, который также не требует больших торговых площадей. Под такую категорию попадают точки стрит-фуда, всем известные "Форнетти", "Наша Ряба", сети турагентств и разнообразные бизнесы, которые возможны в формате «островка» или уголка в торговом центре», - говорит директор «ПРОФИТ систем».

Отвечая на вопрос, почему франчайзинг используют в Украине в основном компании общепита и продажи одежды, Сидельник сказала: «Причина простая – это первоочередные потребности людей, и соответственно много бизнесов построено на удовлетворении этих потребностей».

По ее словам, такая тенденция наблюдается не только в Украине, но и соседней Польше и России.

Не общепитом единым

Впрочем, использование франчайзинга в Украине не ограничено только этими сферами. Попытки использовать этот инструмент делают представители других более «тяжелых»  отраслей. В частности, производители продукции для автомобилей.

К примеру, осваивать Украину с помощью франчайзинга пытались некоторые мировые производители шин, однако достичь успеха в этом деле удалось немногим. Успешный опыт использования франшизы показывает, пожалуй, только финский производитель шин Nokian Tyres. Принадлежащая компании сеть Vianor, используя этот бизнес-инструмент, успешно работает во многих странах Европы и России. В Украине же компания работает исключительно на условиях франчайзинга.

«Для компании, сеть которой работает в 20 странах, а количество торговых точек уже приближается к 800, очень сложно самостоятельно вести такой объем операционной деятельности розницы. Слишком энергозатратно, трудоемко, и, как результат, замедляет процесс развития. Поэтому франшиза – наиболее оптимальный вариант, который успешно практикуется крупными компаниями во всем мире», - поясняет директор компании Nokian Tyres Украина Игорь Богданов.

По его словам, компания Nokian Tyres начала осваивать украинский рынок шин в 2007 году. По состоянию на сегодня в Украине открыто 100 шинных центров Vianor. В планах компании на ближайшие годы увеличить количество торговых точек в 2 раза – до 200. По словам директора "Nokian Tyres Украина", достичь таких результатов компании позволит уверенное развитие шинного рынка Украины.

По мнению экспертов, сегодня официальный импорт шин европейского производства в Украину оценивается в 1700 тыс. покрышек - 900 тыс. летних и 800 тыс. зимних. При этом количество автомобилей в стране перевалило отметку в 7 млн. Эксперты отмечают, что говорить об объемах продаж шин в стране очень сложно, поскольку в Украине очень сильно развит «серый» рынок шин. Количество нелегально ввезенной продукции подсчитать невозможно.

«Наш рынок неотъемлем от тенденций мирового, а тот в свою очередь напрямую зависит от общего выздоровления экономики и, как следствие, роста продаж новых автомобилей. Эксперты уверенно заявляют, что в ближайшие 5 лет продажи новых автомобилей достигнут докризисного уровня. А это означает, что шинный рынок ждет стабильный рост, так как повысится спрос на продукцию. И, конечно же, будет увеличиваться производство. Это обусловлено общим улучшением экономики и возвращением кредитования», - сказал Богданов.

По его словам, успеху продвижения шин Nokian Tyres также будет способствовать отсутствие конкуренции со стороны других крупнейших производителей шин в Украине. «В Украине сеть Vianor не имеет конкурентов», - подчеркнул он.

По мнению Сидельник, многие компании могли бы активнее использовать франчайзинг в Украине.

«Активнее франчайзинг могут использовать компании по предоставлению услуг населению. Очень стремительное развитие этого сегмента мы будем наблюдать на этапе подъема уровня экономики Украины. Тогда, когда люди удовлетворили свои первоочередные потребности, возникает желание комфорта и развития, и что самое главное – на это имеются соответствующие ресурсы в кошельке. Среди успешных концепций по предоставлению услуг – школы английского языка Helen Doron или Mortimer, медицинские лаборатории Инвитро, фитнес-клубы FitCurves», - подчеркивает эксперт.