Автопром России сократится еще на 10% в 2015 году

Сокращение объемов производства авто нанесет урон ВВП России на 0,6% пункта, или порядка 400 млрд рублей

В РФ иностранные сборщики и российские автокомпании в 2014 году сократили объемы выпуска легковых автомобилей на 10%, до 1,74 млн машин.

Выпуск грузовиков в прошлом году упал на 25,7%, до 57,4 тыс., падение выпуска легких коммерческих автомобилей (LCV) составило 20% (134,7 тыс.). Импортеры пострадали еще значительнее — ввоз новых иномарок сократился на 24%, подсчитали в аналитической компании "АСМ-холдинг". В 2015 году, по мнению экспертов и представителей бизнес-сообщества, автопроизводство внутри страны сократится еще на 10%, а импорт и продажи упадут на 40%. Вкупе с отрицательным влиянием на смежные экономические сегменты это нанесет урон ВВП России на 0,6 процентного пункта, или порядка 400 млрд рублей, подсчитал для "Известий" экономический институт "Центр развития" ВШЭ.

Наиболее сильное, 45-процентное, снижение объемов выпуска за прошлый год показал завод американского концерна General Motors в Санкт-Петербурге (собирает машины марки Opel и Chevrolet). В 2014 году питерский завод концерна перешел на одну смену и на данный момент численность его рабочих составляет около 1 тыс. человек.

Питерский завод Hyundai Motor Group (корпорация владеет также брендом KIA) смог даже нарастить производство благодаря огромному росту популярности бюджетных Hyundai Solaris и KIA Rio.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году Ford реализовала в России 66 тыс. автомобилей (–38%); львиная доля этого показателя приходится на машины, собранные в России. При этом продажи Ford Focus, локализованного на заводе во Всеволожске, сократились на 39%. до 27,8 тыс. машин.

Завод Volkswagen в Калуге также отказался предоставить официальную статистику по производству. Однако в 2014 году c конвейера Volkswagen сошло примерно 125 тыс. автомобилей (–17%). Объем соседнего производства "ПСМА Рус" (совместное предприятие концерна Peugeot Citroen и Mitsubishi) за тот же период составил 46,2 тыс. единиц (+3%). И хотя продажи Citroen (–31%) и Peugeot (–38%) значительно снизились в прошлом году, загрузить мощности завода удалось благодаря компании Mitsubishi.

Отечественная сборка китайских автомобилей на заводе Derways (собирает Brilliance, Haima, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely) в Черкесске сократилась на 9%, до 44,6 тыс. Сектор производства легких коммерческих автомобилей в России (LCV), по подсчетам Группы ГАЗ, сократился на 20%, до 134,7 тыс. автомобилей.

Наиболее сильно пострадал сектор грузовиков, производство снизилось на 25,7%, до 57,4 тыс. грузовиков.

Экономист Валерий Миронов, замдиректора института "Центр развития" ГУ ВШЭ, отметил, что автомобилестроение тесно связано с такими отраслями экономики, как металлургия, нефтехимия, электротехника, текстильная промышленность, станкостроение, производство стекла, полимеров, резины и многого другого. "Автопром в России имеет очень сильный мультипликативный эффект на другие отрасли промышленности. Его влияние в целом на экономику гораздо сильнее той доли ВВП, поэтому эффект замедления автопромышленности может быть, как минимум, вдвое выше. То есть, оценочно потеря 0,6% от ВВП — порядка 400 млрд рублей", — считает Миронов.