Банки выведут на чистую воду

В Украине начали работать компании, помогающие найти наиболее выгодный вариант кредита.
«Собиратели кредитов» — так называют эти компании в Европе и Америке. В Украине фирмы такого рода только начали появляться. Суть их деятельности состоит в том,

Скрытые комиссионные

Например, компания «Простобанк Консалтинг» недавно опубликовала итоги своего довольно любопытного исследования о том, как банки снижают рекламную цену кредитов и прячут реальную цену в различных комиссионных платежах. По данным исследования, подобная практика распространена во многих крупных банках. «ПриватБанк, «Финансы и кредит» и Укрпромбанк рассчитывают размер ежемесячной комиссии как процент от первоначальной суммы кредита. Банк «Надра» и Проминвестбанк начисляют комиссию на остаток задолженности по кредиту», — сообщает «Простобанк Консалтинг».

Другая компания, которая начала деятельность позже, — украинское представительство российской Credit Star — работает по принципу страхового брокера. То есть клиент заполняет на сайте компании заявку и потом получает предложения от различных банков. «При выборе нужно учитывать скрытые затраты, такие как стоимость страховки и удобство обслуживания кредита, возможность досрочного погашения и наличие или отсутствие штрафных санкций за это», — предупреждает Credit Star.

Подобную информацию банки обычно скрывают на первых этапах общения с клиентом. И, конечно, они не очень довольны деятельностью «собирателей кредитов». «Иногда они мешают, но их невозможно запретить», — говорит председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. В то же время, признает он, работа таких компаний стимулирует развитие здоровой конкуренции между банками. «Если они работают, значит в таких компаниях есть потребность», — уверен Тимонькин.

Посчитайте сами

Практически всегда «собиратели кредитов» помещают на своих сайтах так называемые кредитные калькуляторы. Такие термины можно встретить и на банковских сайтах, однако там вряд ли можно сравнить кредиты разных  финучреждений. Именно этим отличаются калькуляторы посредников. Кроме того, последние иногда разрабатывают свою систему реальной, а не рекламной стоимости кредита. Такие цены на кредиты они называют годовой процентный тариф, или APR (Annual Percentage Rate).

В США банки по закону обязаны сообщать потенциальному заемщику значение APR. От обычных банковских ставок он отличается тем, что учитывает все скрытые комиссионные и не указанные платежи. «Скажем, в предложении банка фигурирует процентная ставка 19% годовых и фиксированная ежемесячная комиссия за обслуживание счета 60 грн. Вычислив APR для кредита со сроком погашения шесть месяцев, мы получаем 55% годовых. Таким образом, стоимость данного кредита получается неоправданно высокой», — поясняет президент компании Credit Star Сергей Севрюгин.

Сфера консультаций «собирателей кредитов» — это наиболее популярные банковские продукты: кредиты на жилье, автомобили, продажа платежных карт. Посредники рассказывают не только о скрытых комиссионных по кредитам, но и о возможнстях обмана с платежными картами. «Продавец «пластика» может пообещать вам что угодно, лишь бы вы заполнили анкету. Так, крупные западные банки печатают «пластик» не в Украине, и ждать его прибытия даже из Польши можно достаточно долго — таможня не всегда дает добро», — предупреждают консультанты.

Начало большого пути

Директор по маркетингу компании «Простобанк Консалтинг» Татьяна Гожая говорит, что заняться исследованиями рынка их побудил ряд его нерешенных проблем: низкая осведомленность граждан в финансовой области и использование этого факта некоторыми субъектами финансового сектора в корыстных целях. По ее данным, компания не получает комиссионных от банков и существует за счет баннерной рекламы и проведения платных исследований рынка.