Бизнес засыпал таможню вопросами по поводу нового Таможенного кодекса

До вступления в силу новых таможенных правил остаются считанные дни. Импортеры лихорадочно перечитывают Таможенный кодекс, понимая, что многие нормы не получится понять и применить так быстро

Новый Таможенный кодекс и необходимость приспосабливаться к изменившимся правилам для большинства представителей бизнеса уже свершившийся факт. Документ отменяет порядка 200 подзаконных актов, которые должны принять вновь в авральном режиме. У импортеров возникают вопросы: как работать с 1 июня, если еще нет утвержденных Минфином форм деклараций и других документов? Как решать споры с таможней по уже наболевшим вопросам — завышению таможенной стоимости, задержке грузов на границе и коррупции?

Объяснить новые правила игры импортерам в ходе встречи в ТПП Украины попытался начальник отдела методологии определения таможенной стоимости Департамента таможенных платежей ГТСУ Владислав Суворов.

Что делать, если загораются "риски"?

Как утверждают в таможне, вопреки сложившемуся мнению, Государственная таможенная служба имела ограниченное влияние на положения новой редакции кодекса, а большинство предложений госоргана не были учтены. По словам Суворова, многие концептуальные моменты Таможенного кодекса не претерпели кардинальных изменений, так как регулируются международными соглашениями.

Кроме этого, таможенники говорят, что кодекс сузил их права. Это утверждение вызывает вопросы у импортеров: что же делать, если инспектора принимают субъективные решения?

"Знаете ли вы, что основные риски, которые есть — это риски человеческого фактора на местах. У нас есть практика, когда инспектора, которые работают в отделе Таможенной стоимости, не примут решение без бывших региональных таможенных служб, — говорит председатель Хмельницкого совета предпринимателей Наталья Потапова. — Грузовой отдел ни одного решения без так называемой региональной таможни не принимает. Он всех отсылает в таможенный орган, который собственно и выкручивает предпринимательству руки. И выкручивает так, как считает нужным, а не так, как пишет закон".

Новый Таможенный кодекс, по мнению Суворова, направлен на автоматизацию процессов и устранение человеческого фактора. В то же время он считает, что принятие решения и анализ внешнеэкономической документации — высокоинтеллектуальная работа, с которой машина не справится. "Поэтому до конца решить вопрос человеческого фактора не получится — это лично мое мнение", — сказал Суворов.

Импортеры парировали: что делать, если на экране у инспектора загораются так называемые "риски"?

"Давайте говорить о том, что в новом Таможенном кодексе четко выписано по первому методу, какие документы обязательно должен предоставить импортер. Документы предоставили. У таможенника где-то там в компьютере в окошке загорелись "риски". При том, что все документы предоставлены. У таможни разве есть возможность потребовать дополнительные документы согласно новому Таможенному кодексу?" — спросил предприниматель Сергей Федорук.

На что Суворов отвечал: "Есть четкие три причины запроса дополнительных документов. "Риски" туда не входят. "Риски" если загорятся — это посмотреть договор, посмотреть основные документы, счет-фактуру, что там указано, и так далее, те основные документы, которые предусмотрены. Они предусмотрены не под первый метод, а под все методы".

По его словам, если "загораются риски" — то это повод дополнительно поработать с основными документами, но ни как ни для того, чтобы запросить дополнительные документы. При этом если у таможни есть сомнения, то обязанность развеять эти сомнения лежит на декларанте, а не таможня должна доказывать свою правоту.

"То есть декларант априори виновен?" — возмущаются эксперты.

"По новому кодексу, у инспектора ограничен срок в принятии решения четырьмя часами. Он может все эти четыре часа сомневаться, но в результате все равно должен принять решение", — отшучивается Суворов.

Проблема с "базой" останется?

В ходе встречи импортеры пытались подвести таможенника к мысли о том, что инспектор не имеет права заглядывать в так называемую "базу", если импортер выбрал первый метод определения таможенной стоимости. Вообще, вопрос "базы", которую, как сообщало "Дело", недавно искусственно почистили, вследствие чего таможенная стоимость товаров взлетела в разы, для импортеров является самым болезненным.

Отвечая на вопрос, на основании чего инспектор может предположить, что таможенная стоимость занижена, Суворов сказал, что кроме "базы" у работников таможни есть еще и информация "Держзовнишинформа" и других источников.

"База, как вы ее называете, это всего лишь программно-информационный комплекс, в котором указывается оформление идентичных и аналогичных товаров. Переходя к вопросу о прямом-непрямом контракте, если я вижу, что по прямому контракту у производителя стоимость 50 единиц, а по непрямому с участником посредника, точно такой товар идет по 20 единиц, пардон, могут возникнуть сомнения?" — поинтересовался Суворов.

"Инспектор взял в руки основной пакет документов, он должен его отработать, сначала сопоставить документы, чтобы не было расхождений. База — это только шестой резервный метод. Не имеет права инспектор к первому методы применять шестой. Если по первому есть вопросы, тогда он переходит ко второму, и лишь используя все методы поочередно, он приходит к базе. Если есть вопросы — пусть таможня работает по постаудиту", — парировала Потапова.

"И что нам постаудит скажет? Что товары, которые завезены по 10 центов, были проданы ФОПу или СПД по 11 центов?" — в ответ иронизировал Суворов, после чего заметил, что по перечню документов нет привязки четко к методу, а сравнение с идентичными аналогичными товарами (то есть обращение к "базе") регламентировано порядком контроля. Это не основание для принятия решения, а просто контроль.

Импортеры возразили: для использования "базы" у таможни есть отдельные методы. Эксперт в ответ выразил сомнение, что с 1 июня она прекратит существовать как инструмент определения рисков. Представители рынка посетовали: если бы в Украине для определения этих рисков использовали биржевую цену товаров, а не вирутальную "базу", которую таможня может менять по собственному желанию, то на границе не было бы таких манипуляций с таможенной стоимостью товаров.

Что изменилось в Таможенном кодексе?

Суворов перечислил принципиальные изменения в новом Таможенном кодексе. Он заявил, что в документе четко разделены порядки определения таможенной стоимости в зависимости от таможенного режима. Так, таможенной стоимостью товаров, которые вывозятся в режиме "экспорт", является стоимость, указанная в счете-фактуре. овары, которые вывозятся, в частности, в режиме "экспорт", таможенной стоимостью этих товаров является стоимость, указанная в счете-фактуре.

Для таможенных режимов "импорт" стоимость определяется с использованием шести методов. Методы, по словам эксперта, не претерпели концептуальных изменений.

Зато значительные изменения коснулись прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов в части контроля правильности определения таможенной стоимости права.

Базовые права деларанта — права на выпуск товара в свободное обращение под гарантии — остаются. "Единственное, гарантия становится реальной, а не формальной, как на сегодняшний день есть. Сейчас выпуск под гарантийные обязательства — это выпуск товара с уплатой налогов и сборов в бюджет. Гарантия банка не работала, но со вступлением нового Таможенного кодекса появляется раздел, который четко регламентирует виды гарантий, гарантийных обязательств, порядок предоставления этих гарантий", — рассказал Суворов. Появляется возможность выпуска под реальную гарантию, то есть под документ того или иного лица, уполномоченного таможенной службой на уплату этих налогов по прошествии 90 дней.

Существенное изменение коснулось порядка обжалования действий таможни. В новом ТК порядок общий для всех действий или бездействия таможенного органа. Впрочем, в этом порядке нет четких сроков возможности обжалования.

"Почему-то особенный резонанс в прессе вызвало (хотя я лично не понимаю, почему) право декларанта самостоятельно заявлять таможенную стоимость, определенную ним самостоятельно или скорректированную таможенным органом, — сказала Суворов. — Это всего лишь узаконивает решение про корректировку. В любом случае мы это рассматриваем как то, что принятое решение не является обязательным, потому как декларант не обязан под это решение заявлять таможенную стоимость".

Это лишь немногие изменения, предусмотренные новым Таможенным кодексом, который вступит в действие с 1 июня 2012 года. Эксперты ожидают, что документ еще будет неоднократно изменен.

"Мы смотрим по аналогии с новым налоговым кодексом, как он значительно обновился после выхода в прошлом году. Я думаю, что нечто подобное ожидает и новый Таможенный кодекс", — прокомментировал президент Ассоциации "ВЭД" Сергей Свистиль.