Бум туристического страхования: какой купить полис, чтобы не остаться без выплаты

Бум туристического страхования: какой купить полис, чтобы не остаться без выплаты
За последний год число людей, купивших туристический полис, увеличилось на треть, а объемы страхования — в 1,5 раза. Эксперты отмечают, что это наибольший рост за последние 10 лет. Delo.ua разбиралось, от каких рисков защищает туристическая страховка

По итогам 9 месяцев 2019 года рост страховых премий составит более 50%, в абсолютных цифрах объем туристического страхования превысит 1 млрд грн, — прогнозирует заместитель директора страховой компании "Екта" Андрей Спариш. "По сути, данный сегмент является наиболее быстрорастущим на страховом рынке Украины, — отмечает он.

Выбор поколения Z

"Безвиз, внедрение системы биометрических паспортов, привлечение новых игроков на рынке перевозок, увеличение количества лоукостов, — все это  открывает новые возможности для путешествий украинцев, которые на сегодняшний день могут посетить без оформления визы 130 стран мира, и позитивно влияет на рынок туристического страхования", — комментируют в страховой компании "Вусо". Страховщики отмечают, что кардинально структура территориального распределения путешествий не поменялась, но европейские направления в этом году составляют значительную конкуренцию пляжному отдыху в Турции и Египте. "Мы живем в мире взрослеющего поколения Z, которое инвестирует порядка трети своего бюджета в возможность посмотреть мир. Это люди "новых мест" и "впечатлений", поколение, требующее онлайн-услуг, быстрой доступности и отклика на запрос. Соответственно, в тренде активный, и, более того, внезапный отдых", — рассказывает член правления СК "Альфа Страхование" Виктор Грек. По словам первого заместителя директора страховой компании "Укрфинстрах" Виталия Козловского, также наблюдается рост количества туров в страны, которые можно назвать "нестандартными" для граждан Украины. Туристы стали больше ездить в Антарктиду, Китай, а также в страны Азии и Африки, подальше от стандартных туристических маршрутов. При этом экстремальный отдых пользуется спросом в меньшей степени. В СК "АRX" отмечают, что клиенту лучше сразу озвучить страховой компании, каким именно видом спорта он собирается заняться, поскольку, если турист не отразил тип активного отдыха в медицинском страховом туристическом полисе, при получении травмы страховая компания может отказать ему в компенсации. Визовый кодекс требует обязательного покрытия медицинских расходов на сумму 30 тысяч евро и практика доказала, что требование является оправданным. Как правило, такой страховой суммы достаточно для среднестатистического страхового случая в странах Европы и мира. Для США страховая сумма должна быть больше — от $50 тысяч. Полис с такой страховой суммой должен покрывать скорую неотложную медицинскую помощь, экстренную помощь в условиях стационара и амбулаторно-поликлиническую помощь. Остальные опции являются дополнительными.

Защита туристов

По-прежнему базовой составляющей полиса туристического страхования остается страхование медицинских затрат на время пребывания за рубежом. Наблюдается тенденция увеличения количества полисов классического страхования с расширенным покрытием. То есть такие полисы включают не только покрытие 4-х классических рисков: скорая помощь, амбулаторная помощь, стационарная помощь, репатриация, но и дополнительные покрытия (например, состояния и травмы, произошедшие в результате алкогольного опьянения; травмы, произошедшие в результате террористического акта и тому подобное). В перечень дополнительных опций и расширений, которые по желанию клиента можно включить в полис, входит покрытие занятий спортом; страхование от несчастных случаев за рубежом; дополнительное медицинское страхование, предусматривающее покрытие расходов на продолжение в Украине лечения, начатого за рубежом; страхование финансовых рисков во время поездки, включающее компенсацию расходов при задержке или отмене рейса, задержке доставки багажа, утрате багажа или документов. А также страхование на случай невозможности совершить поездку вследствие непредвиденных событий. Среди наиболее востребованных опций Виталий Козловский называет спорт и задержку рейса. Спорт — по причине популяризации активных видов отдыха. А задержка рейса — по причине ажиотажа, связанного со сбоями в полетных программах авиакомпаний.

Разные оценки рисков

Начальник отдела продукт-менеджмента и методологии СК "АRX" Андрей Бесараб обращает внимание на то, что каждая компания будет рассматривать страхование экстремальных видов спорта в соответствии со своими критериями, поэтому перечень рисков и коэффициент удорожания может быть разным. К примеру, есть компании, которые могут отнести к экстремальному спорту даже пляжный волейбол. В СК "Раритет" отмечают, что стоимость полиса с дополнительной программой "спорт" будет дороже в среднем на 20-50% в зависимости от вида спорта и выбранной программы, а предусмотренная программой с дополнительным покрытием опция "помощь при потере багажа" удорожает полис в среднем на 10%. "Стоит понимать, что каждая дополнительная опция в страховом полисе улучшает вашу защиту. Страхование от несчастного случая позволит вам получить дополнительные средства на восстановление после травмы уже в Украине", — отмечает руководитель отдела внешних связей компании "Инго Украина" Александр Мельничук.

На что обращать внимание

При покупке страхового полиса необходимо обращать внимание на размер страховой суммы, наличие скрытых лимитов на некоторые услуги или одно страховое событие. "Например, если страховая сумма по договору 30 000 евро, а лимит на одно событие 3 000 евро, туристу нужно быть готовым к тому, что за все медицинские услуги свыше 3 000 евро он будет платить самостоятельно", — напоминает  Виталий Козловский. — Также в каждом страховом полисе должна быть указана процедура обращения при наступлении страхового случая, а именно контакты ассистирующей компании (компании, которая по поручению страховщика организовывает и оплачивает услуги застрахованным лицам за рубежом — Delo.ua)". Страховщики отмечают: покупатели в последние годы стали относиться к покупке полиса выезжающих за рубеж более ответственно — читают отзывы на профильных сайтах и в соцсетях, уточняют лимиты и наличие франшизы, внимательно читают договор и исключения. Некоторые  при покупке страхового полиса стараются выбрать определенный ассистанс. "У всех страховых компаний Украины ассистанс прописывается в полисе автоматически, его клиент не выбирает. Так что выбор ассистанса, по сути, сводится к выбору страховой компании, в которой клиент решит приобрести полис", — комментируют в СК "АRX". Страховщики советуют туристам внимательно читать условия договора страхования до отлета, а не после того, как произошло страховое событие. "В таком случае вы или купите полис дороже, который покрывает возможные риски. Или поймете, от каких рисков ваша страховка не защищает, и будете рассчитывать на свой кошелек", — говорят в "Вусо".

Курс на онлайн-продажи

Что касается стоимости туристической страховки, то цена на нее в этом году выросла в среднем на 15-20%. "Это произошло по причине расширения базового перечня услуг и добавления дополнительных опций. Также на формирование цены полиса влияние оказывает повышения стоимости медицинских услуг в большинстве стран", — отмечает Виталий Козловский. Изменилась и структура продаж. Тренд роста онлайн-продаж, который усиливается по рынку страхования в целом, не стал исключением и туристического сегмента. Как отмечает Александр Мельничук, за год объем онлайн-продаж туристического страхования в их компании увеличился вдвое: "А количество пользователей, ищущих страхование в интернете  только в 2019 году увеличилось на треть", — отмечает он. Ирина Подольская, специально для Delo.ua