Что будет с украинскими аэропортами после Евро-2012

К началу Евро-2012 пропускная способность аэропортов Львова, Донецка и Харькова увеличится почти в 20 раз. Так что же будет с новопостроенными украинскими аэропортами после чемпионата Европы по футболу

В декабре в донецком аэропорту вместо одноэтажного здания советских времен, которое президент России назвал ларьком, откроется аэровокзал. Площадь - 50 000 кв. м. Директор генерального подрядчика - компании Альтком Александр Тисленко считает, что это не слишком много для регионального аэропорта.

"Украина не использует транзитный потенциал. Если аэропорт станет хабом, он превратится в фабрику по производству денег", - мечтает Тисленко. Почти одновременно перережут ленточку во львовском аэропорту. Через полгода их заполонят люди, одетые в цвета своих национальных сборных. Но как обеспечить загрузку новых аэровокзалов после Евро-2012?

Хороший пример создания транзитного узла - воздушные ворота небольшого польского города Катовице. В 2004 году реконструированный аэровокзал облюбовал венгерский дискаунтер Wizz Air. За семь лет пассажиропоток возрос на порядок: с 258 000 человек в 2003 году до 2,236 млн по итогам десяти месяцев 2011‑го. Более 50% - это пассажиры Wizz Air.

Аэропорт Борисполь в ноябре 2011 года принял семимиллионного пассажира. Трафик в аэропортах Львова, Донецка и Харькова куда скромнее. В прошлом году только одним из них, донецким, воспользовалось более полумиллиона пассажиров. При этом ни в одном из трех городов нет якорного перевозчика с достаточным количеством рейсов.

Привести авиакомпании в Донецк и Львов обещает вице‑премьер Борис Колесников. Он уверяет, что правительство ведет переговоры с рядом зарубежных операторов, которым интересны эти города. Привлекать авиаторов правительство собирается прогрессивной системой тарифов и бонусами: чем больше перевозишь, тем дешевле обходится пассажир. "Это станет сенсацией, - говорит он. - Но с их стороны тоже будут скидки".

Колесников вспоминает, что 18 лет назад стамбульский аэропорт произвел на него впечатление автостанции. Чтобы изменить ситуацию, авиаперевозчикам предлагались премиальные бонусы за количество вылетов. Сейчас через Стамбул летает 20 млн человек в год.

"Пока в наших городах не будет миллионов пассажиров, стать хабом сложно. В Донецке до конца года мы ожидаем пассажиропоток около миллиона человек, а до 2015‑го он возрастет до 3,5 млн", - обещает Колесников.

Глава наблюдательного совета компании Международные авиалинии Украины (второе место среди украинских авиаперевозчиков - 1,6 млн пассажиров за три квартала 2011 года) Арон Майберг считает, что привлечь авиакомпании в региональные аэропорты можно.

"Один из вариантов - приватизация, чтобы пришли крупные компании, которые уже владеют международными аэропортами", - говорит он. Для развития хабов зданий мало, правительству нужно многое сделать. Как минимум, упростить таможенные процедуры.
"Никакого хаба не получится, если пассажир будет 2-3 часа проходить процедуру контроля", - уверен Майберг.

Forbes пишет, что есть еще одна модель загрузки аэропортов: привлечь множество перевозчиков, эксплуатирующих отдельные маршруты. Ближайший пример - московский аэропорт Домодедово.

"Но с хабом он не имеет ничего общего. Стыковки - это проблема пассажира", - говорит помощник гендиректора компании Аэросвит (крупнейший авиаперевозчик страны - 2,1 млн пассажиров за девять месяцев 2011 года) Сергей Куцый.