Что говорили и писали об Украине в 2007 году

Разыгрывая украинскую карту Возможно, недавний визит в Вашингтон Юлии Тимошенко, бывшего премьер-министра Украины, дал администрации Буша надежду на то, что США нашли среди непосредственных соседей России лидера, имеющего волю противостоять

Карамельная фея украинского народа

Юлия Тимошенко объединила все свои обещания в программе под названием «Украинский прорыв», которая состоит из 12 пунктов. Наряду с реформой конституции, судебной и налоговой реформами Тимошенко хочет модернизировать инфраструктуру и сельское хозяйство, одновременно увеличив социальные выплаты гражданам. Предвыборная стратегия Тимошенко нацелена на то, чтобы заручиться поддержкой простых украинцев, которые до сих пор ничего не получили от экономического подъема своей страны, и у которых, несмотря на наличие двух-трех работ, остается на жизнь все меньше средств. При этом Юлия не только ставит перед собой цель стабилизировать политическую систему в стране, но и проложить дорогу к президентскому креслу.

5 сентября 2007 года

Украинский вальс втроем

Досрочные парламентские выборы напоминали мини-президентские, призванные рассудить нынешнего прозападного президента Виктора Ющенко, «нимфу оранжевой революции» Юлию Тимошенко и оставляющего свой пост пророссийского премьер-министра Виктора Януковича. Причем в этом Бермудском треугольнике один явно лишний. [...]

Отношения между двумя Викторами не так сложны, как между президентом, который хотел бы расширить полномочия, и «нимфой революции». Борьба за лидерство разыгралась в «оранжевом» лагере, дискредитировавшем себя в глазах избирателей, надеявшихся на кардинальные перемены. Президент остерегался своей бывшей союзницы, которая в свою очередь подозревала его в намерении вести дела с его соперником.

1 октября 2007 года

Подлинные последствия украинской революции

Если сравнивать реальное положение дел с надеждами украинской «оранжевой революции» 2004 года, то оно вызывает разочарование. Плохая новость состоит в том, что Украина крайне медленно продвигается по пути экономических реформ. Но есть и хорошая новость: ситуация в Киеве как минимум не стала хуже. При этом положение гражданского общества в Украине к 2005 году значительно улучшилось по сравнению с 1990-ми. Определенно, после «оранжевой революции» получила развитие свобода прессы. Украина также опережает Россию в сфере религиозных свобод. Положение в этой сфере резко отличается от ситуации в постсоветской России, где не было раскрыто ни одно из убийств известных журналистов. Только лишь в 2006 году были убиты девять российских журналистов. В то же время в Украине ситуация в области свободы прессы улучшалась. Как ни парадоксально, но «медленность» реформ в постсоветской Украине в некоторой степени связана с отсутствием в стране деспотизма наподобие российского.
22 августа 2007 года

От кризиса к кризису

Янукович, которого Ющенко победил на президентских выборах 2004 года, контролирует коалицию, поддерживаемую крупным бизнесом и пророссийскими силами в парламенте.

Он и его союзники методично отбирают полномочия у президента. В ходе борьбы между двумя соперниками Украина с ее 47-миллионным населением, процветающей экономикой и важным геополитическим положением между российской и западной сферами влияния дрейфует от кризиса к кризису.
3 апреля 2007



Ющенко превращается в украинского Кромвеля

Часто подвергавшийся насмешкам за нерешительность, Виктор Ющенко внезапно превратился в Кромвеля. Утомленный постоянной внутренней борьбой, лорд-протектор Оливер Кромвель в 1653 году распустил «охвостье» Долгого парламента, произнеся при этом знаменитую речь: «Вы слишком долго заседали, делая при этом мало хорошего. Пора покончить с вами. Уходите во имя Господа Бога!». [...]

Украинская политика может показаться несколько сумбурной, но впервые в Украине появилась настоящая демократия. В стране существует свобода прессы, а выборы, скорее всего, будут честными. Хотя противники президента заявляют об обратном, трудно себе представить, что Ющенко последует примеру Кромвеля или Бориса Ельцина и направит войска, чтобы разобраться с непокорным парламентом. Это можно считать прогрессом. В некотором роде.

4 апреля 2007 года

Украина унижает нас в Бухаресте

Редко когда в нашей истории нас унижали сильнее, чем президент Украины Виктор Ющенко на совместной пресс-конференции с президентом Румынии в Бухаресте. Высокомерный подход украинца к спорным вопросам, ныне находящимся на рассмотрении международного сообщества, был оскорбительным. Глава украинского государства заявил (чего не спешил делать даже коммунист Кучма), что континентальный шельф Черного моря, включая остров Змеиный, является собственностью Украины. Более того, он рассмотрел вопрос об устье Быстрое, совершенно не учитывая все другие подходы. Отношение Ющенко стало жестким уроком для всех тех, кто до сих пор питает иллюзии по поводу демократии в Украине.

2 ноября 2007 года

Гядиминас КиркиласПремьер-министр Литвы

Раскол Украины возможен. Сейчас ситуация в Украине довольно опасная. Если посмотреть на политическую карту страны, становится ясно, что позиции «голубого» лагеря премьер-министра Виктора Януковича сильны на востоке страны, «оранжевый» лагерь президента Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, напротив, доминирует на западе. В случае досрочных выборов соотношение сил в парламенте останется, по всей вероятности, прежним. Но раскол между «голубым» и «оранжевым» лагерем останется неизменным.
Что касается членства в ЕС, к которому стремится Украина, то в этом вопросе позиции президента и премьера более или менее совпадают. Существует политическая воля к проведению необходимых реформ для подготовки страны к вступлению в ЕС. Украинский деловой мир также оказывает в этом плане давление на политику, не позволяя ей упускать цель вступления в Евросоюз из виду. В контексте евроинтеграции Украине следует сконцентрироваться на экономических реформах и борьбе с коррупцией. Коррупция — одно из самых больших зол Украины.

Апрель 2007 года

Ангела Меркель Канцлер Германии

Не думаю, что Украина в ближайшем будущем может быть интегрирована в Европейский Союз. Господин Янукович дал понять, в чем заключаются желания Украины. Мы дали понять, что Евросоюз пребывает в стадии «переваривания» расширения. И когда мы ведем переговоры об усиленном соглашении, это говорит о том, что Украина занимает особенное место во взаимоотношениях с ЕС. Я представила ситуацию, как есть. Следующий шаг — это объединение усилий относительно создания зоны свободной торговли. Это будет рассматриваться также как прогресс.

Февраль 2007 года

Владимир Путин Президент России

Об Украине российский президент упомянул в контексте ответа на вопрос: «Считаете ли вы себя демократом чистой воды?» глава российского государства сказал: «Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем. Была одна надежда на ребят с Украины, но и те просто полностью себя дискредитировали, там дело идет просто к сплошной тирании. Полное нарушение конституции, всех законов и так далее… Я положительно отношусь к возможному вступлению Украины в Евросоюз. Мы вообще выступаем за укрепление Европейского Союза. Мы ни разу, если вы заметили, ничего недоброго не сказали в отношении этого процесса. Я не знаю только, насколько сам Европейский Союз готов принять новых членов, в том числе и расшириться за счет Украины. Насколько я себе представляю, пока такой готовности нет».

Июнь 2007 года

Рене Ван дер Линден Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы

Важно, чтобы политическое решение по поводу кризиса в Украине было принято как можно раньше. Чем больше оно затягивается, тем больше люди устают от политики. На карту ставится доверие к политикам как внутри государства, так и на международной арене. Причем первый шаг в решении политического кризиса должны сделать президент Виктор Ющенко и премьер-министр Виктор Янукович путем нахождения политического согласия. Только таким компромиссом украинские политики смогут продемонстрировать международному сообществу свою способность решать внутренние конфликты самостоятельно. Главное в данной ситуации — переговоры. А роль Совета Европы, роль Ассамблеи — оказывать содействие сторонам конфликта и помогать им всеми силами.

Май 2007 года

Адриан Северин Председатель делегации Европарламента по связям с Украиной

Главная причина кризиса в Украине — это конституционная реформа, которая не завершена и которая должна быть улучшена для создания системы балансов и противовесов во власти. В целом социальная и политическая жизнь Украины характеризуется тем, что большинство государственных институтов работают ненадлежащим образом или не пользуются достаточным доверием граждан. Работают только Кабинет Министров и Секретариат президента, которые находятся в серьезном конфликте. Поэтому Европа предпочитает, с одной стороны, держать двери открытыми для Украины, а с другой — предупредить украинцев, что они должны сделать часть работы, и если они не сделают эту часть работы, мы не сможем усиливать соглашение между Украиной и ЕС.

Июнь 2007 года

Михаил Саакашвили Президент Грузии

Украина продолжит интеграцию в Европу независимо от того, кто победит в политическом противостоянии. Политика политикой, а исторически, культурно и политически Украина — это Европа, поэтому никакого стратегического поворота не может быть. Есть абсолютно естественное стремление украинцев и грузин друг к другу. Украинцы — совершенно уникальный народ. Украинцев, которые приезжают в Грузию, никто не спрашивает, из какого они региона — для нас все украинцы одинаково желанные и любимые. Так что в этом смысле преувеличивать роль отдельных политических фигур не нужно — все намного глубже. Что касается Виктора Федоровича Януковича, мы с ним неоднократно встречались, и, думаю, у него самое теплое отношение к нашей стране. Это вызвано и особенностями его биографии — он общался с моими соотечественниками. И грузины одинаково хорошо чувствовали себя на западе и востоке Украины, причем на востоке их больше.

Апрель 2007 года

Лех КаЧиньский Президент Польши

Мы убеждены, что Украина будет и в ЕС, и в НАТО. Польша очень горячо поддерживает украинскую дорогу к НАТО. Мы считаем, что она полностью обоснована, но, конечно, решение должен принять украинский народ. В то же время отношения между Украиной и Польшей, развивающиеся в последние годы, являются образцом отношений родственных народов. При том что история Украины и Польши не была легкой, обе страны доказали способность решать проблемы и спокойно разговаривать о прошлом.

Мы являемся примером стран, которым это не мешает, они решают эти вопросы в текущем порядке. Мы хотим показать, что совместно можем решать все вопросы и увековечивать память героев двух сторон.

Декабрь 2007 года

Джефф Хун Министр Великобритании по делам Европы

Наша позиция заключается в том, чтобы перспектива членства в ЕС была открыта для стран Юго-Восточной и Восточной Европы, включая Украину. Новое усиленное соглашение между Украиной и ЕС будет дальновидным документом, включающим в себя соглашение о зоне свободной торговли, через которую Украина сможет принять примерно 40 тысяч из 60 тысяч страниц законодательных директив ЕС (acquis). Также в других сферах — демократии, верховенства права, социальной реформы — это новое соглашение станет мощным механизмом европейской интеграции Украины. Хочу отметить, что процессы вступления в ЕС и НАТО независимы друг от друга. Однако эти две организации разделяют ряд ценностей, базирующихся на демократии и верховенстве права. Поэтому, демонстрируя приверженность к НАТО и ценностям, на которые опирается НАТО, вы также демонстрируете приверженность к ЕС и его ценностям. Мы приветствуем стремление Украины двигаться к большей евроатлантической интеграции.
Март 2007 года

Дэвид Креймер Заместитель помощника госсекретаря США

Украина сделала важный шаг вперед благодаря коалиции, созданной партиями, участвовавшими в «оранжевой» революции. Повторное назначение Юлии Тимошенко на должность премьер-министра — это еще одна отрадная перемена, поскольку представляется, что Украина приближается к формированию нового правительства. Ведь затяжная политическая неопределенность затормозила реформы и породила инерцию. Украинская политическая жизнь изобиловала византийскими сложностями и интригами. На создание коалиции ушло столько времени, что порой мы беспокоились, не является ли создание украинского правительства более насущной задачей для Вашингтона, чем для Киева. Несомненно, интересам США будет отвечать успех Украины. Мы ни с кем не ведем борьбу за влияние в Украине. И позвольте сказать прямо: мы не соперничаем с Россией. Мы не считаем, что в этой ситуации должен непременно выиграть кто-то один, и не рассматриваем наши отношения с Украиной сквозь призму России. Американо-украинские отношения развиваются самостоятельно, и так будет всегда.

Декабрь 2007 года