Что изменится благодаря новому УПК — версия Партии регионов

"Регионал" Владимир Олийнык рассказал, какие важные изменения заложены в новом Уголовно-процессуальном кодексе, принятом прошлой ночью

Верховная рада Украины в ночь с четверга на пятницу приняла Уголовно-процессуальный кодекс Украины. За закон проголосовали 271 депутат из 283 "зарегистрировавшихся" в зале.

Депутаты, согласно процедуре рассмотрения законопроектов во втором чтении, голосовали по каждой поданной поправке. К проекту УПК было подано около 4 тыс. поправок.

Парламент рассматривал поправки к УПК на заседаниях во вторник, среду и четверг. Лишь под утро пятницы парламентариям удалось принять кодекс.

Пыток больше не будет: признания вины будет недостаточно

При новом Уголовно-процессуальном кодексе будут практически невозможны пытки в милиции, убежден народный депутат Украины фракции Партии регионов Владимир Олейник.

"Новый УПК значительно уменьшит количество пыток и мордований, потому что сегодня в основе обвинения лежит признание вины и явка с повинной. Как правило, ее выбивают и говорят: "Так он же сознался". А он судье говорит: "Так били же". И начинаются эти дебаты", — объяснил депутат, слова которого приводит пресс-служба Партии регионов.

По словам Олийныка, в новом УПК предусмотрена норма, согласно которой не может в основе доказательств быть признание вины, явка с повинной.

"То есть судья говорит: не мордуйте и не заставляйте его писать — мне это не интересно. Вы дайте доказательства, которые подтверждают его вину, а не то, что он сам о себе может наговорить. Это интересно будет суду для того, чтобы выбрать наказание, а не установить вину или невиновность", — отметил он.

Арест будет крайней мерой

В соответствии с новым УПК подозреваемого в совершении преступления будут доставлять в СИЗО лишь в том случае, когда все альтернативные меры пресечения исчерпаны, заявляет Олийнык.

"В соответствии с новым УПК арестовать можно лишь негодяя, убийцу, насильника. Людям, которые совершили сравнительно незначительные правонарушения, попасть под стражу будет очень сложно или даже практически невозможно", — разъяснил народный депутат (фракция Партии регионов), первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимир Олийнык.

По его словам, новый УПК устанавливает ограничение пребывания в следственном изоляторе: для лиц, совершивших преступления незначительной и средней тяжести — 6 месяцев, тяжкие и особо тяжкие — до года. "Сегодня же некоторые люди в ожидании приговора находятся под стражей по 6 лет. Тюрьмы переполнены. Мы выяснили, что есть суды, которые стопроцентно удовлетворяют ходатайства прокуратуры об аресте людей", — отметил Олийнык.

Как отметил парламентарий, новый УПК вводит альтернативные меры пресечения: домашний арест, залог. "И только когда все эти методы исчерпаны — человека направляют в СИЗО. Если же он придерживается всех требований, он будет находиться дома", — резюмировал Олийнык.

Суд больше приобщится к следствию

По сравнению со старым Уголовно-процессуальным кодексом новая редакция документа, принятая Верховной Радой в пятницу, значительно расширяет права лиц, в отношении которых проводятся следственные действия.

"Отличия между старым и новым УПК являются очевидными. Первое отличие — это состязательность процесса. В старом кодексе больше права предоставлялось обвинению и следствию, а новый предоставляет такие же права защите", — отметил Владимир Олийнык.

"Если есть потребность заявить о допросе свидетеля, это ходатайство должно быть удовлетворено в суде. Его неудовлетворение является почвой для отмены приговора обвиняемому", — добавил депутат.

Как сообщает пресс-служба Партии регионов в пятницу, еще одно отличие, по словам Олийныка, заключается в том, что до сих пор определенные следственные действия могли быть проведены без согласования с судом. "Новым УПК предлагается следующая модель: любые действия, направленные на ограничение конституционных прав, могут производиться лишь с разрешения суда", — отметил он.

"Например, если при старом УПК лицо, вызванное на допрос, отказывалось явиться к следователю, к нему можно было применить принудительный привод. Теперь разрешение на принудительный привод можно будет получить лишь с разрешения судьи, а в суд появится и лицо, вызываемое на допрос, потому что ему придет повестка. И в суде это лицо сможет объяснить причину своей неявки на допрос, и судья решит, есть ли в его действиях состав преступления и правомерно ли по отношению к нему собираются применить принудительный повод. То есть, это можно будет сделать лишь с разрешения суда, которое, в свою очередь, может быть обжаловано гражданином", — уточнил депутат.

"Если проводится обыск в офисе — следователь или прокурор принимают решение. Ведь раньше приходили и выгребали все подряд — компьютеры и бумаги — и потом начинали их изучать, парализуя, по существу, работу целого предприятия… После принятия нового Уголовно-процессуального кодекса для проведения обыска и изъятия документов следователю надо обратиться в суд, получить разрешение на изъятие отдельного документа, обосновав необходимость этого действия и время, на которое этот документ нужен следствию. Лишь получив постановление суда, следователь получает право изъять соответствующий документ и с ним работать", — рассказал Олийнык.