Что нужно изменить в законе о местных выборах

Недовольство результатами последних местных выборов было связано с двумя аспектами: политическим (почему люди голосовали за того или иного кандидата) и техническим, который привел к срыву выборов в нескольких городах. Delo.UA решило выяснить, что следует изменить в законе о местных выборах, чтобы минимизировать расходы на переголосование и повторную печать бюллетеней

Процесс голосования на местных выборах вскрыл несовершенство действующего закона. Эксперты отмечают, что волеизъявление прошло с нарушением ряда международных стандартов и позитивных практик избирательного процесса, хотя они не повлияли на результаты выборов. При этом в ряде городов, таких как Мариуполь и Красноармейск (Донецкая область), Сватово (Луганская область) избирательный процесс был полностью сорван. В первых двух городах процесс был сорван из-за того, что теризбиркомы не передали бюллетени участковым избирательным комиссиям. В Сватово оба бюллетеня для голосования выдавались избирателям, но из-за ошибок в них комиссии отказались устанавливать результаты выборов в горсовет, при этом Сватовский городской избирком признал выборы недействительными.

Таким образом, причинами того, что выборы в этих городах не состоялись, являются как технические проблемы (вопросы с бюллетенями), непрофессионализм членов избиркомов, так и политические мотивы. Первое, что нужно сделать для предотвращения таких проблем на последующих выборах, — провести реформу избирательного законодательства, поскольку в принятом парламентом законе о местных выборах недостаточно детализирован ряд процедур, что приводит к растерянности членов избиркомов и не всегда дальнейшему правовому решению ситуации.

"Нестабильность избирательного законодательства и инклюзивный способ его подготовки привели к тем нормативно-правовым и организационным проблемам, которые имели место в избирательном процессе. Так называемые декларативные нормы законодательства касались вопроса не только гендерных квот, но и неодинаковой практики применения закона, начиная с регистрации кандидатов и партий и заканчивая печатью избирательных бюллетеней", — заявила координатор парламентских и избирательных программ ОПОРЫ Ольга Айвазовская.

Стоит отметить, что на усовершенствование закона о выборах указано также в рекомендациях миссий ОБСЕ и Европарламента.

По мнению главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, большая ответственность за сложившуюся ситуацию лежит на членах теризбиркомов, значительная часть которых, по его мнению, была некомпетентной во многих вопросах. Чтобы такие ситуации не возникали в дальнейшем, при реформировании избирательного законодательства необходимо ввести систему подготовки профессиональных членов комиссий с соответствующей оплатой труда, поскольку их формирование исключительно местными организациями партий часто негативно сказывается на работе и приводит к политически мотивированным решениям.

"Наблюдателями должны быть профессионалы, которые знают основы избирательного законодательства и как проходит избирательный процесс; они должны работать как на президентских, парламентских, так и на местных выборах. Да, это стоит денег, но дешевой демократии не бывает", — рассказал глава КИУ Алексей Кошель.

Ранее уже предлагалось создать на уровне Центризбиркома базу данных членов комиссий с позитивной характеристикой, чтобы привлекать их к организации голосования и работе на участках. Это могло бы стать первым этапом для создания ряда профессиональных кадров.

Также существует мнение, что в Мариуполе и Красноармейске выборы были сорваны не только по техническим причинам, но и из-за отсутствия политического желания проводить их там. В проблемных городах произошло выборочное применение законодательства в отношении некоторых технических процедур, отметила Ольга Айвазовская. Например, в Красноармейске группа членов ТИК обнаружила, что один из пакетов с 22 бюллетенями не был упакован, и отказалась принимать все пакеты, лишив население города возможности проголосовать. Поэтому вопрос срыва выборов является "заслугой" не только членов избиркомов, которые не всегда знали, как поступать в той или иной ситуации, а в самих партиях, которые не готовы отказаться от своих политических амбиций, что приводит к таким последствиям.

"Ситуация, которая сложилась в этих городах, не является уникальной по сравнению с другими городами или регионами Украины, в которых возникали проблемы с изготовлением избирательных бюллетеней, их получением от предприятий-изготовителей и передачей бюллетеней от ТИК в УИК. Но в отличие от аналогичных ситуаций, соответствующие проблемы в Мариуполе и Красноармейске не были решены законно. Острое противостояние между различными субъектами избирательного процесса привело к полной дестабилизации работы территориальных избирательных комиссий, что свидетельствует о чрезмерном влиянии на членов ТИК со стороны политических сил", — считает аналитик Гражданской сети ОПОРА Александр Клюжев.

Еще одна проблема, с которой столкнулись наблюдатели — подкуп избирателей, но на законодательном уровне решить этот вопрос невозможно. Как отметил Кошель, лишь избиратели сами должны осознать и изменить свое отношение к этому явлению.