Что предлагают изменить в мониторинге закупок на ProZorro

Кабмин и ВРУ едины в своем мнении, что систему публичных закупок необходимо развивать. Delo.UA проанализировало поданный законопроект касаемо мониторинга закупок, определив ключевые изменения, а также узнало мнение команды ProZorro
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Премьер-министр Владимир Гройсман на последнем заседании правительства пообещал уволить всех чиновников, которые с 1-го августа не перейдут на электронные закупки. Однако и премьер, и члены команды реформаторов госзакупок заверили, что систему ProZorro необходимо постоянно развивать. Этого же мнения придерживаются и некоторые народные избранники.

Андрей Иванчук из "Народного фронта" напомнил премьеру, что когда перед Новым годом принимался закон о публичных закупках, договаривались, что будут вноситься изменения. "За два месяца, что прошли, мы проанализировали ситуацию и понимаем, что надо поменять в законодательстве", — отметил депутат. Иванчук обратился к Гройсману с просьбой дать поручение, чтобы правительство вместе с парламентом в кратчайшие сроки подготовили необходимые изменения в закон.

При этом Иванчук вместе с двумя депутатами на этой неделе внес в Раду законопроект №4738 о мониторинге публичных закупок.

Действующий закон о публичных закупках предусматривает, что мониторинг закупок обязан проводить центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику у сфере государственного финансового контроля. Сейчас таким органом является Государственная аудиторская служба, которая была создана в феврале 2016 года на базе Государственной финансовой инспекции.

В свою очередь порядок проведения мониторинга определяется Министерством финансов.

В пояснительной записке к законопроекту №4738 подчеркивается, что по состоянию на конец мая 2016 Министерство финансов не утвердило и даже не опубликовало для обсуждения Порядок проведения мониторинга закупок.

Delo.UA проанализировало документ, определив ключевые изменения, а также узнало мнение команды ProZorro.

Факт 1. Согласно проекту №4738, мониторинг госзакупок должна будет выполнять Государственная аудиторская служба Украины.

Факт 2. Служба будет отслеживать информацию, которая обнародована на сайте ProZorro и подключенных площадках, а также информацию в госреестрах, которые открыты для свободного доступа. Или же закупка будет мониториться, если кто-то пожалуется на возможные нарушения. В свою очередь, пожаловаться могут: нардепы, органы госвласти или местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций (вне зависимости от формы собственности), объединения граждан.

Факт 3. Государственная аудиторская служба будет мониторить лишь те закупки, у которых плановый бюджет превышал 5 млн грн для товаров и услуг, и 10 млн грн для работ.

Факт 4. Аудиторская служба сможет обратиться к организатору торгов за дополнительной информацией, если посчитает, что опубликованных на сайтах и реестрах данных будет недостаточно. Заказчик должен ответить на все вопросы в течение 5 дней.

Факт 5. Служба должна опубликовать на сайте ProZorro результаты проверки, а также предложения и рекомендации для Заказчика, как устранить нарушения законодательства.

Факт 6. Также Государственная аудиторская служба будет ежегодно мониторить фактические суммы проведенных платежей по договорам, которые заказчики заключили в предыдущем году.

Комментарий эксперта

Александр Стародубцев, директор департамента регулирования госзакупок МЭРТ:

Мы концептуально против этих изменений. Сейчас законом определено, что Минфин своим указом утверждает Порядок выполнения мониторинга. Государственная аудиторская служба пыталась разработать проект. Однако они постоянно сводят этот мониторинг к дополнительному контрольному мероприятию, причем без более-менее обоснованной методологии и критериев мониторинга. Минфин, соответственно, его не утверждает.

Пускай разработают нормальный порядок, используют наш BI-модуль аналитики, разработают с нашей помощью риск-факторы и проводят свой мониторинг.

Мы им предлагаем наладить систему автоматического наблюдения за процедурами, а они пытаются создавать основания для очередного субъективного подхода до контроля, который тянет за собой значительные коррупционные риски.

Вся необходимая для проведения мониторинга информация имеется в системе. Мы против того, чтобы они требовали дополнительную информацию от заказчиков. Если есть подозрения, что могут быть нарушения и необходимо больше информации — пусть проводят проверку.

Мы против превращения мониторинга в проверку, категорически против. А они хотят создать еще один вид контроля. Этот мониторинг, по их мнению, ничем не отличается от проверки.

Кроме того, в проекте закона наблюдается непонимание процессов, которые происходят в электронной системе — как все работает, какая информация и где размещается.