• Главная
  • Политика и экономика
23 января 2015 в 10:33

Деньги ЕС: сколько, кому и на что выдают европейские структурные фонды

Одну из свежих информационных передач Первого национального канала, снятых в рамках Информационной кампании Stronger Together, корреспонденты целиком посвятили... польским дорогам. По словам журналистов, евроинтеграция Польши началась именно с постройки новых и модернизации имеющихся путей

Большинство новых дорог в Польше сделаны за европейские деньги: автострады и скоростные автомагистрали, но в основном — загородные трассы. "Строительство дорог на две трети финансирует Евросоюз. Объявляют тендер на строительные работы, это тендеры международного уровня, по формуле "запроектируй и построй" — говорит Ежи Баер, директор польской консалтинговой фирмы по надзору за строительством дорог. — Мы начинали использовать европейские деньги еще до вступления Польши в ЕС, был создан специальный фонд для Польши и Венгрии. Средства предоставляли в большинстве случаев на безвозвратной основе, они предназначались для строительства дорог, их модернизации, улучшения безопасности. Бывало и так, что из-за низкой цены тендер выигрывали недобросовестные предприниматели, в таком случае заказчик, Генеральная дирекция дорог и автострад, разрывала соглашение". "Ремонтные работы новых дорог обычно проводим не раньше, чем после 10 лет эксплуатации", — резюмирует пан Баер.

За 6 лет ЕС выделил Польше более 10 млрд евро на строительство 1000 километров дорог, многие поляки — трудовые мигранты вернулись на родину с восстановлением экономики и появлением новых рабочих мест.

Подпишитесь на канал DELO.UA
Что и сколько

Польская история — отличная иллюстрация европейской региональной политики и политики единения, которая направлена на уменьшение региональных диспропорций в экономическом развитии. Финансовая основа этой амбициозной политики — так называемые структурные фонды и Фонд единения.

Существует два структурных фонда: Европейский фонд регионального развития, который занимается созданием инфраструктуры и инвестициями в создание рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, и Европейский социальный фонд, который инвестирует в проекты интеграции в рабочее пространство безработных и обездоленных, в основном за счет финансирования тренингов и программ доступности рабочих мест.

За счет Фонда единения финансируются проекты развития транспортной инфраструктуры и экологические проекты.

Емкость всех трех фондов — треть бюджета ЕС. Еще треть "съедают" аграрные программы, финансируемые Европейским аграрным фондом сельского развития, Европейским аграрным гарантийным фондом. Указанные фонды работают в рамках общей сельскохозяйственной политики и также косвенно способствуют экономическому выравниванию регионов Евросоюза.

Страны—получатели помощи должны удовлетворять двум главным критериям. Уровень их ВВП не может быть выше 90% от среднего по ЕС, а размер дефицита не может превышать 3% ВВП.

Самый высокий процент выплаченной помощи от ЕС за период от 2007 до 2013 гг. — у стран Балтии, так как они оказались более гибкими в процедурных моментах и сконцентрировались на ограниченном перечне программ, в то время как Болгария, например, выбрала 7 направлений, не сумев справиться с ними.

Разделение средств структурных фондов в стране зависит от внутренних приоритетов. Например, в Польше треть общей суммы было выделено на региональное развитие, 10% — на инвестиции в инновации и конкурентоспособность экономики. В Чехии около 80% поступлений от структурных фондов направлены на развитие транспортной инфраструктуры (железной дороги и автомобильных путей), защиту внешней среды, инновации, конкурентоспособность, человеческие ресурсы.

Согласно отчету Еврокомисии за 2007-2013 гг, главным результатом работы фондов стал рост ВВП и уровня занятости. По предварительным оценкам, ВВП вырос на 2,1% в Латвии, на 1,8% в Литве и на 1,7% в Польше по сравнению с прогнозными показателями для этих стран без привлечения средств фондов. Но эксперты ожидают, что эффекты будут даже более долгосрочными. В Польше и Литве ожидают на 4% более высокий рост ВВП, именно связанный с деятельностью структурных фондов. Финансирование Фонда единения сейчас составляет больше, чем 60% инвестиционного бюджета этих стран.

Кому и на что

В 2014-2020 гг. начала действовать новая программа финансирования структурными фондами стран-членов ЕС. Общая сумма средств для региона ЦЮВЕ выросла до 226,03 млрд евро и составляет треть бюджета Евросоюза.

В 2007-2013 гг. общий бюджет их составил 348 млрд евро (278 млрд евро на структурные фонды и 70 млрд евро на Фонд единения), а 11 стран ЦЮВЕ получили доступ к 174,72 млрд. евро от этих фондов, что составляет 16,2% годового ВВП региона.

Самым значительным получателем средств ЕС остается Польша, при этом сумма финансирования в рамках нового периода для Польши выросла на 15 млрд евро, значительно увеличился уровень финансирования Болгарии (з 6,67 до 15,7 млрд евро), Хорватии (з 1 до 8,61 млрд евро), Словении (з 4,1 до 20,7 млрд евро).

Самым неэффективным бенефициарием стала Болгария: уровень усвоения средств здесь был низким из-за множества внутренних бюрократических процедур. В конце периода финансирования Болгарии удалось повысить уровень усвоения средств благодаря ускорению процедуры оплаты, упрощению правил оформления закупок, подготовке самых значительных инфраструктурных проектов, введения электронной подачи заявок и отчетов через портал фондов ЕС и использования новейших финансовых инструментов. В усовершенствовании все еще нуждаются сферы планирования и разработки систем помощи, дальнейшее упрощение процедур, разработка четких правил для внесения финансовых корректив, лучшая приоритизация в анализе выгод и трат. В 2014-2020 гг. за счет структурных фондов в Болгарии будут профинансированы проекты в сфере внедрения и ведения электронного правительства и правосудия, исследований и инноваций, образования, охраны здоровья и социальной поддержки.

Самым успешным бенефициаром за период 2007-2013 гг. стала Эстония. За счет структурных фондов были профинансированы инфраструктурные проекты (строительство дорог, управление водными ресурсами, переработка мусора, образовательная сфера, модернизация больниц, проекты инвестиций в исследовательскую инфраструктуру, в центры повышения квалификации и технологического развития, подготовка кадров). Отдельная статья — инвестиции в туризм для популяризации Эстонии как туристического центра, поддержки производства продукции, связанной с туризмом.

Так ли фонды хороши

Впрочем, деятельность структурных фондов воспринимается неоднозначно и имеет своих критиков. Например, расчет необходимых размеров финансирования осуществляется на основе главного показателя экономического развития — ВВП на душу населения. Но он не всегда отображает социально-экономические реалии и потребности в финансировании отдельных регионов. К тому же деньги структурных фондов по определению не могут быть использованы на регионы, которые имеют больший потенциал на усвоение структурных денег, имеют лучший инвестиционных климат и т.д.

Значительную часть средств инвестируют в дорогостоящие программы развития транспортной инфраструктуры, в то же время мультипликационный эффект (рост национального дохода, более значительный чем затраты на проекты) от них невелик.
Освоением средств во многих случаях занимаются в госсекторе, что приводит к меньшей эффективности и уходу частных инвесторов.

На реализацию проектов часто уходит много времени из-за их сложности и комплексности (прежде всего в сфере технологического развития и инноваций, железнодорожного сообщения, инвестиций в энергосбережение) или неопытности правительств.

В некоторых странах деятельность непосредственных бенифициариев не всегда прозрачна, поэтому на период 2014-2020 донорам пришлось изменить правила получения средств: представители правительства обязаны публиковать списки бенефициариев вместе с информацией о размере финансирования ЕС и государства (эта информация также доступна на отдельном интернет-ресурсе Еврокомиссии).

Средства структурных фондов, как правило, должны выполнять роль вспомогательных, развивать потенциал регионов, но не отпугивать других инвесторов, прежде всего частных. Важным фактором работы фондов является необходимость самого государства участвовать в финансировании. С одной стороны, проекты, которые финансируют фонды ЕС, могли бы достаться частным инвесторам, которые с большой долей вероятности, более эффективно распорядились бы средствами. Но с другой стороны, программы структурных фондов покрывают сферы, которые менее интересны для бизнеса, но они призваны улучшить инвестиционный климат и интенсифицировать приток частных инвестиций, фактически "готовят" экономику для роста.

Загрузка...
Новое видео
Продаем веревки в 28 стран мира: как украинский производитель паракордов покоряет ЕС и конкурирует с Китаем
Загрузка...