Эксперты обозначили слабые стороны госбюджета-2012

Госбюджет-2012 — это арифметически сбалансированная таблица, в которой гипотетические расходы подкреплены гипотетическими доходами, считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин

Госбюджет-2012 года принимался украинскими властями в "авральном режиме". В связи с этим "Дело" решило спросить у экспертов, насколько хорош главный финансовый документ страны.

"Основные параметры бюджета выглядят достаточно консервативно, но риски их выполнения в следующем году остаются высокими и сосредоточены в основном в расходной части", — считает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.

По ее словам, выполнение государственного бюджета 2012 года осложняется, в частности, высокими ценами на российский газ, парламентскими выборами и проблемами с заимствованиями на внешних рынках.

"Учитывая приближение парламентских выборов, очень вероятен пересмотр бюджета с целью повышения социально ориентированных расходов. Кроме этого, учитывая, что действующий газовый контракт предполагает среднегодовую цену на газ на уровне $419 за 1 тыс. куб. м, "Нафтогазу", скорее всего, потребуется больше средств для покрытия кассового разрыва, чем 12 млрд. грн., предусмотренных госбюджетом. Что касается ориентиров по заимствованиям, привлечение $4,7 млрд. внешних займов выглядит чересчур амбициозной целью ввиду текущей ситуации на рынке, если только украинским властям не удастся снизить макроэкономические риски посредством возобновления кредитной программы МВФ или существенного снижения цены на российский газ", — поясняет экономист.

Белан также считает, что, несмотря на увеличение трансферта Пенсионному фонду, запланированной бюджетной поддержки может быть недостаточно, чтобы сбалансировать финансовые показатели Фонда.

Схожего мнения придерживается и экономист ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская. По ее мнению, параметры утвержденного госбюджета по доходам и расходам выглядят довольно консервативно, однако "надо понимать, что бюджетные параметры будут пересматриваться в течение года".

"То есть сравнительно низкие темпы роста расходов бюджета (+4% год к году) вряд ли останутся таковыми по итогам года. Близость выборов создает предпосылки для расширения расходной части бюджета на социальные нужды", — уверена эксперт.

Пионтковская, как и Белан, отмечает такие же риски выполнения бюджета: "Если предположить, что украинские власти не смогут договориться о пересмотре газовых соглашений (и цена импортного газа будет на уровне $416 за тыс. куб. м), а внутренние тарифы на газ не будут повышаться, то запланированных 12 млрд. грн. для финансовой поддержки "Нафтогаза" будет недостаточно. С учетом напряженной ситуации на рынках внешних заимствований финансирование дефицита бюджета за счет размещения долговых обязательств может быть сопряжено со сложностями".

Резко раскритиковал главный финансовый документ страны и директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин: "Госбюджет-2012 — это арифметически сбалансированная таблица, в которой гипотетические расходы подкреплены гипотетическими доходами".

По его словам, совершенно непонятна структура доходной части бюджета. "В бюджете сказано: поступления от приватизации — 10 млрд. грн., но не сказано, каким образом. На внешних рынках в следующем году ситуация будет непривлекательная, откуда мы будем получать ресурсы? Явно слишком оптимистический внешнеторговый дефицит $6,6 млрд. — уже в этом году дефицит на уровне $9 млрд.", — резюмирует Юрчишин.