ЕС определился с бастионами в войне с "Газпромом"

Европа обнародовала точный план противостояния с российской газовой монополией, в котором одно из ключевых мест отводится постсоветским странам Балтийского региона, пишет итальянская газета Il Legno Storto
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Политический стимул и точный технический план для стран Центральной Европы, выговор Германии и множество задач для всех стран Европейского Союза, включая Италию — во вторник, 18-го сентября агентство Euractiv со ссылкой на Reuters обнародовало детали законопроекта Европейской комиссии по созданию единого газового рынка ЕС.

Это немалая проблема, так как в Европе есть государства, в энергетическом плане полностью изолированные от остальной части Старого Света. К ним относятся: Португалия, Эстония, Болгария, Литва, Латвия, Мальта, Испания и Кипр.

Именно к этим государствам в первую очередь обращен проект закона Европейской комиссии, направленный на то, чтобы отдельные страны не столкнулись с чрезвычайной ситуацией в случае прекращения транспортировки газа неевропейскими поставщиками, от которых Старый Свет почти полностью зависит.

Что касается Португалии, Европейская комиссия предложила Лиссабону развивать связи с Испанией. Мадрид, в свою очередь, должен в большей степени связать свою сеть с французскими газопроводами и более интенсивно заняться реализацией коридора "Африка-Испания-Франция" для импорта газа из стран Магриба в Европу.

Много задач стоит и перед прибалтийскими республиками. Эстонии предложено соединить свои газопроводы с трубопроводами Финляндии и Латвии. Литва в свою очередь должна развивать свою национальную сеть, чтобы ее можно было связать с энергетической инфраструктурой Литвы. Перед Вильнюсом стоит задача связать свои сети с национальными газопроводами Швеции к 2014 году, инфраструктурой Польши — к 2016 году посредством уже спроектированного Балтийского трубопровода.

Болгарии предложено завершить инфраструктурный энергетический проект, чтобы соединить свои газопроводы с газопроводами Румынии, Турции, Греции и Сербии. Также София должна играть активную роль в реализации Южного коридора, который представляет собой сеть газопроводов, разработанных Европейской комиссией для транспортировки азербайджанского, туркменского и иракского газа напрямую в Европу. Этот газ не должен проходить через российскую территорию или через контролируемые Россией трубопроводы.

Помимо так называемых "энергетических островов" проект закона содержит точные директивы для других стран Европейского Союза, зависящих от единственного поставщика, а именно — от России.

Венгрия должна увеличить мощность своей инфраструктурной энергетической системы, которая сегодня недостаточна для того, чтобы обеспечить связь с сетями Германии, Сербии, Хорватии, Словении, Словакии и других европейских стран. Будапешт играет фундаментальную роль в проектах энергетической независимости. Он уже предпринял некоторые шаги в направлении реализации общей стратегии Брюсселя.

Венгрия не только проектирует газопровод для объединения венгерских и словацких сетей. Она стала первой страной, приветствовавшей решение о строительстве Nabucco. Строительство этого "Южного коридора" поддерживается и другими странами Вишеградской группы — Польшей, Чехией и Словакией, а также Румынией.

Польше предложено улучшить состояние национальных газопроводов. Они играют фундаментальную роль в реализации коридора "Север-Юг". Этот единый европейский газопровод свяжет регазификаторы в Померании (Западная Польша) с терминалом на острове Крк (Хорватия). Чехии и Германии, которые тоже вовлечены в проект коридора "Север-Юг", было предложено связать свои национальные газопроводы с инфраструктурными энергетическими системами соседних стран.

Для Берлина проект закона представляет собой скорее выговор, а не список домашних заданий. Германии предложено заняться коридором "Север-Юг" и включить в проект Данию. Заметим, что Германия внесла решающий вклад в строительство "Северного потока". Этот газопровод был спроектирован Россией, чтобы напрямую снабжать газом Западную Европу в обход стран, являющихся политическими противниками Кремля. К ним относятся Польша, Литва, Латвия, Эстония и Румыния. В политическом плане Россия старается разделить Европейский Союз на привилегированные в глазах Москвы страны Запада и страны Центральной и Восточной Европы, которые вынуждены импортировать российский газ по более высоким ценам.

Перед Италией тоже поставлена важная задача. Страна должна не только улучшить состояние своей национальной сети, но и внести решающий вклад в строительство Трансадриатического газопровода (ТАР), представляющего собой вторую инфраструктуру "Южного коридора", задуманного для переброски азербайджанского газа из Турции в Европу через греческую и албанскую территорию.

Трансадриатический газопровод должен сыграть ключевую роль в обеспечении европейской энергетической безопасности, политически он поддерживается Грецией и Албанией. Италия пока не убеждена в необходимости реализации этого проекта. Она выразила общую поддержку в документе, подписанном Министерством экономического развития.

В проект закона не вошел вопрос о регазификаторах, которыми тоже энергично занимается Европейская комиссия. Чтобы уменьшить зависимость от поставок газа из России и из стран Северной Африки, Брюссель начал разработку плана по строительству терминалов для хранения сжиженного природного газа, чтобы гарантировать импорт "голубого золота" из Катара, Норвегии и Соединенных Штатов Америки в регионы Старого Света, сильно зависящие от Москвы и стран Магриба. В этот план входит строительство терминалов в Померании (Польша), на хорватском острове Крк, на побережье Балтийского моря (терминал должен быть построен в одной из трех прибалтийских республик), на Черном море, где будет использоваться газ, добытый близ берегов Румынии.

Хотя план Европейской комиссии очень продуманный и структурированный, у него есть два врага: "Южный поток" и "филорусское" лобби в лоне Европейского Союза. Православный газопровод, как иначе называют "Южный поток", — это трубопровод, спроектированный Россией, чтобы снабжать российским газом Юго-Западную Европу и тем самым воспрепятствовать реализации "Южного коридора".

В этом проекте помимо Газпрома участвуют такие важные компании Старого Света, как итальянский колосс ENI, немецкая компания Wintershall, французская EDF и греческая DEPA , а также национальные компании Сербии, Словении, Македонии и Черногории, которые, несмотря на антиевропейскую направленность проекта, поддерживают планы Москвы из-за своих местных интересов.

Вдобавок энергетическую политику России поддерживают Франция, Германия, Бельгия и Голландия. Они готовы поддержать инициативы Москвы при институтах ЕС и в политическом плане.

В обмен на лояльность западных государств и прямой или косвенный контроль за национальными газопроводами Газпром значительно понизил тарифы на покупку газа основным компаниям заинтересованных стран. Газпром, который более чем на 50% принадлежит Кремлю, недавно оказался в центре расследования Европейской комиссии из-за того, что компания препятствует свободной конкуренции.