НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Если люди из Украины смогли добиться успеха в Израиле, они смогут сделать то же в Украине — посол Израиля

Чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в Украине Элиав Белоцерковски рассказал Delo.UA о наиболее интересных проектах сотрудничества Украины и Израиля в экономической и гуманитарной сфере и о том, почему израильские бизнесмены не боятся вложений в украинскую экономику
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Как Вы оцениваете нынешние отношения Украины и Израиля?

Традиционно у наших стран очень хорошие отношения, а сейчас они даже лучше, чем раньше. Украина пребывает в состоянии конфликта и по этой причине она больше понимает ситуацию, в которой находится Израиль. В Израиле есть очень большая украинская диаспора — это около полумиллиона человек, родившихся в Украине. Кроме этого, в Израиле живет вдвое или втрое больше людей с украинскими корнями (родители и деды). С точки зрения общего количества населения страны в 8,5 млн — это существенная цифра. У нас каждый год бывает около 130 тысяч туристов из Украины, примерно такое же количество израильтян приезжают в Украину. Это замечательная база для развития отношений между нашими странами.

Назовите наиболее интересные новые проекты Украины и Израиля в экономической и социальной сфере.

Что касается экономической сферы, главный проект, который нам предстоит реализовать — это создание Зоны свободной торговли. Украина уже подписала аналогичный договор с Канадой, и мы надеемся, что следующим государством будет Израиль. Со своей стороны мы в нем крайне заинтересованы, и не видим особых сложностей для его подписания, ведь экономики Украины и Израиля комплементарны, взаимодополняемы. С экономической точки зрения, наши страны не конкурируют, поэтому у нас не должно возникнуть проблем.

Второй важный проект, который мы хотим воплотить в жизнь — это создание совместной экономической комиссии. Надеемся, она будет созвана через несколько месяцев. Эта встреча даст возможность правительствам обеих стран со всех сторон обсудить взаимные экономические интересы и основательно изучить планы работы. В комиссии будут участвовать представители министерств экономики Украины и Израиля. Украинскую сторону возглавит министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Во главе израильской стороны будет министр абсорбции Зеэв Элькин.

Вы назвали глобальные проекты. Есть ли более "прикладные" украинско-израильские проекты?

Нас крайне интересует сотрудничество в сфере высоких технологий. В Израиле эта сфера очень развита, наше государство считается одним из мировых центров стартапов. В Украине тоже существует серьезная база для развития высоких технологий. Мы развиваем сотрудничество в этом направлении. Существует израильская программа сотрудничества с киевским акселератором Growth Up. В рамках этой программы мы привозим из Израиля лекторов-стартаперов, которым уже удалось реализовать свой потенциал.

Кроме этого, в Киеве по израильской модели работает еще один центр — co-working, во главе которого стоит израильтянин. Сейчас мы разрабатываем программу поездок украинских стартаперов в Израиль и их работы в израильских акселераторах. Может быть, в будущем сможем создать своеобразный украинско-израильский технологический инкубатор.

Что касается других областей, мы активно сотрудничаем с Украиной в гуманитарной сфере. С ситуацией, в которой оказалась Украина, Израиль знаком не понаслышке, и старается делиться своим опытом. Основной наш проект в этой области — программы психологической поддержки. В Украине мы провели более 10 семинаров — главным образом, в Киеве и один во Львове. В рамках семинаров учили украинских психологов работать с людьми, которые получили психологические травмы (военными и гражданскими лицами, прошедшими через АТО). В ближайшее время аналогичные семинары собираемся провести в Одессе, Днепропетровске и Харькове.

Для проведения семинаров вы привозите израильских специалистов?

Да, мы привозим израильских специалистов, которые в той или иной мере знакомы с местной спецификой.

Мало у кого можно научиться специфической психологической работе, которая требуется в ситуациях, подобных нынешней украинской и той, в которой Израиль находится долгие годы.

Практика — это одно дело, а теория — совсем другое. На Западе почти нет стран с опытом работы с гражданским населением в зоне военного конфликта. Такая массовая работа проводилась разве только вследствие Второй мировой войны.

В Европе с 1945 года не было больших конфликтов, в США за весь период существования государства почти не было войн. Израиль — уникальное государство с этой точки зрения. Лично я, конечно, предпочел, чтобы мы не были настолько уникальными. Тем не менее, опыт есть, и мы стараемся им делиться. Украина впервые в своей истории находится в аналогичной ситуации.

В рамках передачи нашего опыта мы также тесно сотрудничаем с Украиной в сфере оказания первой неотложной медицинской помощи. В этой области мы, главным образом, сотрудничаем с волонтерскими движениями. Так мы планируем создать в Умани небольшой центр по оказанию неотложной медицинской помощи по израильским стандартам.

Вы планируете единственный центр, или это начало, а в будущем планируется сеть таких центров?

Это первый центр, потом мы подумаем, как идею расширить. Кроме того, мы обсуждаем программу сотрудничества с Украиной в области медицинской реабилитации. В этой сфере у Израиля также есть существенный опыт. И также не по хорошей причине. В Израиле любой человек, получивший ранение в ходе конфликта, либо, например, травму вследствие ДТП, сначала отправляется в больницу. Там ему оказывают необходимую медицинскую помощь. Потом он направляется в реабилитационный центр — это полу-медицинский центр, где его продолжают лечить. Затем он получает психологическую помощь, потому что после произошедшего люди, как правило, теряют психологический баланс, им нужно помочь приобрести его заново. И кроме того, он получает социальную помощь — возможно, такому человеку придется переехать в другую квартиру, просто потому, что вследствие ранения он не сможет подниматься по лестнице. Возможно, ему необходимо переквалифицироваться, потому что из-за ранения он не сможет выполнять прежнюю работу.

После этого комплексного подхода люди возвращаются в обычную среду, насколько это возможно, полноценными людьми. Этот подход полностью оправдал себя в Израиле. Сейчас мы ведем переговоры с украинским правительством, с членами парламента, с различными медицинскими учреждениями для того, чтобы выработать схему, по которой этот опыт можно будет передать Украине.

Планируете ли вы интересные проекты с Украиной в сфере сельского хозяйства? Эту сферу обычно указывают в первой тройке привлекательных сфер для сотрудничества.

В сфере сельского хозяйства у нас есть интересный проект совместно с канадским правительством. Он ориентирован на южные регионы Украины — Одесскую, Николаевскую, Запорожскую и Херсонскую области. Дело в том, что в этих областях климат немного напоминает израильский. Мы планируем передать украинским овощеводам израильский опыт наукоемкого сельского хозяйства, чтобы повысить качество урожая. В проекте должно участвовать около 35 тысяч украинских земледельцев. Он рассчитан в целом на 4 года. За этот период времени украинские фермеры будут обучаться и в Украине, и в Израиле по заранее подготовленной методике.

Есть ли у Израиля конкретные планы инвестировать в Украину?

В Израиле очень большой интерес к экономическому потенциалу Украины, тем более, что израильских бизнесменов не отпугивает ситуация конфликта, ведь они с ней хорошо знакомы. Израиль тоже находится в состоянии серьезного конфликта. Тем не менее, только в сфере высоких технологий в прошлом году Израиль привлек $16 млрд. При том, что Израиль — страна маленькая.

В Украине тоже есть потенциал. Однако в вашем случае на ситуацию влияет ряд совсем других факторов — например, коррупция, которая создает чувство недостаточной прозрачности. Это влияет и на то, что инвестор не может получить достоверную информацию о перспективах своего бизнеса. Несмотря на это, в Израиле есть интерес к украинскому рынку. Если говорить об израильских инвестициях, они главным образом ориентированы на украинское здравоохранение, сельское хозяйство, высокие технологии и недвижимость.

О каких конкретно инвестициях Вы говорите?

В Украине есть одна израильская больница. Сейчас ведутся переговоры о строительстве диагностического центра. Также ведутся переговоры о создании частного реабилитационного центра. Это главные направления, хотя также существуют многие проекты, которые не проходят через посольство.

Украинское правительство неоднократно заявляло, что страна взяла курс на приватизацию и приглашает иностранный бизнес к участию в этом процессе. Израиль может заинтересоваться таким участием?

Думаю, Израиль очень может заинтересоваться этим процессом. В ближайшее время планируется визит министра экономического развития и торговли Украины в Израиль для презентации израильскому бизнесу украинских возможностей. В Израиль с визитом уже приезжал заместитель министра сельского хозяйства для встречи с израильскими компаниями. Думаю, инвестиции интересуют всех. Но инвестиции — это финальный этап, а до него человек должен быть хорошо знаком с ситуацией, просчитать риски.

Думаете, у Украины хорошие экономические перспективы, несмотря на нынешнюю ситуацию?

У Украины огромный потенциал во всех сферах. Здесь множество образованных людей. Наверное, в этой стране наиболее высокий уровень высшего образования в Европе. Я никогда не встречал страну, где у такого количества людей есть высшее образование. Образованные люди всегда были богатством. В самом Израиле сектор высоких технологий начал активно развиваться в 90-х годах. К этому успеху привели несколько факторов, и один из них — поток эмиграции, главным образом из Украины. Если люди, которые приехали из Украины, смогли сделать это в Израиле, они могут сделать то же в Украине. И не только в сфере высоких технологий.