Если Путин прекратит кредитовать Украину, катастрофы не случится

По мнению экономистов и дипломатов, Украина может вернуться к предложению МВФ и воспользоваться программами помощи Евросоюза, если РФ откажется от дальнейшего сотрудничества

Замминистра финансов Анатолий Мярковский неделю назад объявил, что очередной транш российского кредита в размере $2 млрд на тех же условиях, что и первые 3 млрд, должен поступить до конца января. Эту информацию подтвердил министр финансов РФ Антон Силуанов и Глава ВТБ Андрей Костин. Однако январь подошел к концу, а денег все нет.

28 января Николай Азаров покинул пост главы Кабинета министров Украины. В тот же день в Брюсселе во время саммита Россия-ЕС президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что не намерен пересматривать договоренности с Украиной о снижении цены на газ и предоставлении кредита, если к власти придет оппозиция. По его словам, эти средства предоставляются "народу Украины, а не правительству". Там же Путин рассказал, что не все детали договоренности о предоставлении кредита были изложены в официальном документе — часть была согласована в устной форме лично между Путиным и Азаровым.

Уже на следующий день в ходе заседания правительства премьер-министр РФ Дмитрий Медведев был менее однозначен, комментируя кредит для Украины: "Мы можем это делать только тогда, когда будем понимать, какой экономический курс будет у нового правительства, кто будет там работать и каких правил они будут придерживаться". То есть ,все-таки личность премьера имеет значение.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's отреагировало понижением рейтинга Украины по внешним обязательствам до "ССС+/С", прогноз — "негативный", что означает высокую подверженность кредитным рискам. Такой же рейтинг по облигациям Аргентины, которая в 2001 году пережила крупнейший в истории дефолт. Ниже рейтинга нет ни у одной страны. Понижение рейтингов в S&P объяснили осложнением политической ситуации, что "снижает вероятность предоставления ожидаемой финансовой помощи со стороны России в случае ухода в отставку правительства президента Януковича".

Почему ожидаемая помощь может не поступить? Эксперты согласны с S&P в том, что российские деньги напрямую зависят от прочности положения при власти, но далеко не все считают ситуацию безвыходной.

О чем договорились?

Общественность об этом ничего не знает, а эксперты не берутся делать конкретные предположения. Четкого графика нет — ведь февраль наступил, а нового транша Украина так и не дождалась. В какой валюте предоставляется кредит, судя по всему, тоже не уточнялось, так как озвучивалось решение$5 млрд выдать не в долларах, а специальных правах заимствования (SDR).

Владимир Вахитов, старший научный сотрудник Киевской школы экономики, объяснил, что сама форма предоставления средств может меняться: "можно купить облигации внутреннего займа, а не внешнего. Можно перефинансировать долг какого-то предприятия — например, "Нафтогаза".

Ничего не известно и о том, что Азаров пообещал взамен. Путин в Брюсселе утверждал, что условием "братской помощи" были структурные реформы экономики, но в это мало кто верит. Вадим Трюхан, украинский дипломат, директор бюро евроинтеграции секретариата Кабмина, уверен, что ценой займа стала сдача самостоятельной внешней политики — отказ от ЕС и вступление в Таможенный союз и затем ЕврАзЭС.

Вахитов уточняет, что речь может идти об усилении энергетической зависимости Украины от РФ, от которой сам Янукович постоянно пытался избавиться. "Думаю, в отличие от МВФ, который рекомендует, на что потратить средства, Россия указывает, на что не тратить. Например, не вкладывать в угле- и газодобычу, в разработку сланца, в строительство терминала СПГ, в реверс газопровода из Словакии и Польши. Зато муссируется достройка еще двух блоков Хмельницкой АЭС, где просто нет воды для их охлаждения", — предполагает эксперт.

Важно еще учитывать, что часть (правда, неизвестно какая) договоренностей нигде не записана. Дипломаты утверждают, что в цивилизованном мире дополнительные устные условия при межгосударственных соглашениях не практикуются.

В международном праве есть понятие "джентльменского соглашения" — неформального устного международного договора, несоблюдение которого влечет за собой последствия только морального плана. То есть, в случае Азарова и Путина — никаких последствий. Однако Игорь Когут, глава совета Лаборатории законодательных инициатив, видит в этом позитивную сторону: "Чего нет на бумаге — то не является обязательным для исполнения. В нашей ситуации это нормально: выполнять условия нет оснований как у России, так и у нас". Это, по его мнению, позволит вернуться к процессу подписания договора об ассоциации в случае смены власти.

Без российских денег

Очевидно, что договор в таком "вольном стиле" может меняться как угодно. По мнению экспертов, несмотря на заявления Путина о готовности сотрудничать с любым правительством, внешнеполитический вектор играет решающую роль в дальнейшей судьбе договора. Елена Беседина, старший научный сотрудник Киевского института экономики, сомневается, что Россия пересмотрит условия займа, скорее заморозит следующие траншы, как это делал МВФ, когда Украина не выполняла обязательства.

Дмитрий Боярчук, директор CASE Украина, более критичен. Он убежден, что в случае кардинальной смены власти о российских деньгах можно будет забыть. "Скорее всего, когда Майдан переформатируется в органы самоуправления и откажется подчинятся центральной власти, то возникнет вопрос у Москвы. Думаю, Путин сразу же прекратит сотрудничать с властью, которую он еще не коррумпировал", — предполагает Боярчук.

То же самое касается скидки на газ, о которой договорился Азаров. "Все зависит от того, будет ли снова разворот в сторону ассоциации с ЕС. Ежели да — то газ по $400 плюс ограничения по торговле. Хотя газ в данном случае вторичен. Плюс я бы не исключал денонсации Харьковских договоренностей (о пребывании российского флота в Крыму — Delo.ua) и подачи иска со стороны Газпрома в арбитраж за несоблюдение контракта в части объемов закупки", — прогнозирует эксперт по энергетике Валентин Землянский.

По мнению экономистов, РФ пользуется отсутствием четкости в договоре, чтобы манипулировать Януковичем. Владимир Дубровский, старший экономист Case Украина, утверждает, что при текущем положении дел последствия приостановки "помощи" были бы катастрофическими для действующей власти. "Хотя, я бы сказал, меньшим злом по сравнению с войной, которую несет нам российский кредит", — добавляет он.

Без внешних займов, независимо от их источника, давление на гривню усилится и возникнут проблемы с финансирование бюджета. В случае отмены договоренностей властям придется искать альтернативные источники валютных поступлений, чтобы рефинансировать выплаты по валютным займам, которые в этом году составят, по оценкам Dragon Capital, почти $10 млрд. Впрочем, главный экономист инвесткомпании Елена Белан считает, что возобновление кредитования от МВФ выглядит вполне вероятным вариантом, который позволит решить проблему нехватки валюты. На прошлой неделе фонд уже заявил о готовности продолжать сотрудничество с Украиной в случае, если такое предложение поступит с нашей стороны.

Игорь Когут тоже уверен в том, что пути выхода из ситуации есть, и искать их нужно на Западе. Помимо МВФ, по его словам, различные варианты помощи рассматриваются и в Евросоюзе. "Сейчас есть понимание того, что Украина оказалась в тяжелом экономическом положении, и если правительство поменяется, появятся возможности участвовать в различных программах — например, гуманитарной и технологической помощи. Кроме того, мы сможем рассчитывать на льготные кредиты, так как Совет Европы сейчас заинтересован в том, чтобы Украина вернулась на путь евроинтеграции".

Можно сказать, что на сегодняшний день судьба украинской экономики зависит от ресурса, в котором нет абсолютно никакой уверенности, в каком виде мы его получим, на каких условиях, когда, и получим ли вообще. Тем не менее, обещание Путина — это важнейший источник валюты, которая Украине необходима. Как минимум — надежды на валюту.

Что бы там ни говорил президент РФ, будущее договора зависит от политических решений — в случае, если команда Януковича во главе с Арбузовым останется при власти, а оппозиционеры в новом Кабмине будут лишены доступа к госфинансам, Путин продолжит "помогать народу Украины". В противном случае условия могут измениться. Это, судя по всему, больше всего пугает Януковича, так как альтернативы для него не существует — переговоры с МВФ он прервал, наотрез отказавшись выполнять требования по реформированию экономики.

Но если оппозиция получит реальные рычаги власти, которые позволят изменить вектор внешней политики, прекращение сотрудничества с Россией даст возможность вернуться к отправной точке. В таком случае вполне реально возобновить переговоры с МВФ и ЕС, которые были приостановлены правительством Азарова, и получить кредит, за который не придется расплачиваться национальным суверенитетом и энергетической независимостью. Двери пока открыты.