ЕврАзЭС оставил Беларусь без кредита

Беларусь не получила в срок — 28 февраля — очередной, третий транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС на $440 млн. Кредиторы требуют подтверждения, что Минск будет проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы не повторить кризис 2011 года
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

До 28 февраля Беларусь должна была получить третий транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС — $440 млн. Но выплата задерживается. Минск не выполнил одно из ключевых условий. "Объем льготного финансирования госпрограмм не должен был превысить в 2011 году 4% ВВП. Однако по факту получилось 4,5% ВВП", — сообщил ресурсу naviny.by источник в правительстве Беларуси.

По мнению экспертов фонда ЕврАзЭС, именно стимулирование внутреннего спроса через льготное финансирование госпрограмм стало главным фактором ухудшения платежного баланса Беларуси, привело к раскручиванию девальвационных и инфляционных процессов.

С учетом того, что Беларусь в 2011 году превысила объем льготного финансирования госпрограмм, фонд теперь предложил белорусским властям принять меры, которые бы компенсировали невыполнение этого показателя в прошлом году.

Но белорусские власти пока поступают ровно наоборот. Они создали Белорусский банк развития, который становится новым каналом эмиссии денег в экономику. Планируется, что Банк развития будет выпускать облигации и под них привлекать финансирование для реализации госпрограмм. В частности, ценные бумаги Банка развития могут выступить залоговым обеспечением для получения эмиссионных денег из Нацбанка.

"Если эти облигации будет выкупать Нацбанк, Банк развития станет эрзац-эмиссионным центром. Безнаказанными такого рода схемы не останутся, кредиторы на это обязательно отреагируют", — говорит экс-кандидат в президенты экономист Ярослав Романчук. При этом как минимум одна из белорусских госпрограмм затрагивает интересы российской экономики. Речь идет о поддержке белорусской молочной промышленности. Именно благодаря ей Беларусь стала пятым в мире экспортером молокопродуктов.

"На прошлой неделе Лукашенко провел демонстративно скандальное совещание по вопросам развития молочной отрасли, — говорит экономист компании "Дельта Капитал" Антон Платов. — И заявил, что вся молочная промышленность будет сосредоточена в руках государства, что частных собственников из этой отрасли уберут — прямым текстом сказал. Госфинансирование молочного экспорта в Россию будет сохранено".

Еще один камень преткновения в отношениях белорусских властей и Антикризисного фонда ЕврАзЭС — зарплатные обещания Минска. В течение года, максимум полутора лет страна не только должна выйти на докризисный в финансовом отношении уровень, а превзойти его, заявил на минувшей неделе Лукашенко."Что такое средняя зарплата в 500 долларов? Это совсем низкий уровень, который мы должны преодолеть. И это задача всех", — указал президент.

В предыдущий раз Лукашенко поднимал административными методами среднюю зарплату в стране до $500 в конце 2010 года, перед президентскими выборами. Та эмиссионная накачка и привела к катастрофической девальвации белорусского рубля уже в апреле 2011-го.

"Одним из факторов, который ранее приводил к дисбалансам в белорусской экономике, к увеличению отрицательного сальдо, являлось значительное повышение зарплат. Возобновление необоснованного роста зарплат будет возвращать истоки кризиса", — пишут эксперты Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

Осенью этого года в стране пройдут парламентские выборы. И все идет к тому, что Белоруссия опять наступит на "предвыборные грабли", говорит Платов: "Конечно, рост доходов будет временным, вскоре его съест инфляция. Но дело будет сделано — "нужный" парламент избран. На прошлой неделе первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что кризиса больше нет и что по итогам I квартала страна выполнит годовой план по темпам роста ВВП".

Чтобы разогреть экономику, власти также стали часто и быстро снижать ставку рефинансирования, напоминает эксперт: "Хотя в конце января глава Нацбанка Надежда Ермакова заявила, что снижение ставки рефинансирования будет плавным, 24 февраля учетную ставку "уронили" сразу на 5%".