"Евро-патруль": Донецк не дотягивает до "четверки"

"Евро-патруль" при информационной поддержке "Дела" тестирует города Украины на готовность к встрече футбольных болельщиков Евро-2012. После Львова и Харькова на очереди был Донецк, который, по оценкам экспертов, не дотягивает до "четверки"

После инспекции Львова и Харькова, ровно за 30 дней до официального старта чемпионата активисты "Евро-патруля" при содействии народного контроля "Слово и Дело" c донецкими журналистами протестировали операционную готовность шахтерской столицы к встрече тысяч футбольных болельщиков.

В Донецке, как и в Киеве, всего состоится пять футбольных поединков. На "Донбасс-Арене" сойдутся сборные Англии, Франции, Украины, а также команды, которые пройдут в четвертьфинал и полуфинал футбольного турнира.

Согласно государственной целевой программе, на подготовку турнира в Донецке и области было выделено 13,5 млрд. грн. Из этой суммы 8,4 млрд. грн. — за счет средств из госбюджета, еще 760 млн. предоставил местный бюджет. Остальные 4,5 млрд. — это вливания от частных инвесторов. Из них в 3,2 млрд. грн. обошлось строительство "Донбасс-Арены".

Что касается частных инвестиций, то здесь Донецку повезло в равной степени, как и Харькову. В каждом из принимающих городов ключевыми инвесторами выступили Александр Ярославский и Ринат Ахметов.

Главные объекты в городе, построенные за средства из госбюджета, это новый терминал аэропорта, а также здание ж/д вокзала. Но об этом немного позже.

Визит на донецкий ж/д вокзал

Изначально стоит отметить, что в день нашего патрулирования новое здание вокзала для пассажиров было еще закрыто. Отдельную экскурсию по нему нам провели немного позже.

Патрулировать готовность к Евро нам помогают проживающие в Донецке студенты из Ганы. Их мы и просим обратиться в кассы ж/д на английском языке, а также выяснить расписание поездов. Очереди у касс стали весьма привычным явлением. Наши туристы обращаются за помощью к кассирше. Но при виде телекамер она стремительно покинула рабочее место. В соседнем окне оказались более любезными. Для того чтобы объясниться с туристами на английском, сотрудница вышла к нам лично и на примитивном иностранном объяснила, как туристам лучше добраться.

Далее студенты неожиданно "теряют свой багаж". Обращаемся к милиционеру, но для того чтобы объясниться с иностранцами, сотруднику милиции пришлось прибегнуть к помощи своего коллеги. Правда, англоговорящего напарника туристам пришлось ждать около 15 мин. После чего к "Евро-патрулю" вышел начальник линейного отдела милиции Евгений Прущак и заверил, что к Евро языковый барьер с фанами удастся устранить, в основном благодаря помощи волонтеров. Всего же в городе во время турнира будут нести службу около 5 тысяч правоохранителей.

С указателями на английском вопросов не возникло, их на вокзале имеется в достаточном количестве. С другой стороны, "Евро-патруль" обратил внимание на отсутствие душа в помещении старого вокзала. Напомним, во Львове и Харькове стоимость данной услуги составляет 13,5 и 20 грн. соответственно.

Проживание

На сегодняшний день забронировать номер на период чемпионата в Донецке в гостинице категории четыре-пять звезд практически невозможно. Как удалось выяснить "Евро-патрулю", стоимость за двухместный стандарт категории четыре звезды составляет от $ 150-200 за ночь с человека. Но на сегодняшний день свободные места в таких номерах отсутствуют.

По словам начальника департамента подготовки города к Евро-2012 Сергея Репина, в период турнира в Донецке, кроме официальных туроператоров, гостей готовы принять десятки малых гостиниц и апартаментов. Цены на них варьируются от $ 100 за номер на троих. А в отреставрированном общежитии Макеевки можно поселиться всего за $ 10 в сутки. Ко всему, в период турнира в Донецке будет действовать фан-кемп на 3900 человек. Он расположен в 12 км от ж/д вокзала.

Стоимость проживания в не матчевые дни составит 13 евро за ночь, а в дни проведения турнира эта цифра возрастет до 42 евро с человека

Проблема в том, что далеко не всем иностранным болельщикам удается отыскать бюджетные предложения через интернет. Чиновники признаются, что на сегодняшний день из общего количества предложений мест для размещения в Донецке и окрестностях через официальных туроператоров забронировано не более 30%. Таким образом, мелкие туроператоры и частный бизнес не могут пробиться к иностранцам со своими предложениями, поскольку монополию на систему бронирования, которой привыкли пользоваться иностранные болельщики, удерживают официальные туроператоры.

Как удалось выяснить "Евро-патрулю" в ходе общения с чиновниками из Департамента Евро-2012 в Донецке, за 30 дней до старта Евро из имеющихся 250 тыс. человеко-ночей было забронировано около 14 тыс. По прогнозам экспертов, к началу чемпионата данная цифра возрастет до 25-30 тыс., или 10% от общего количества предложений.

Общественный транспорт и дороги

Как отметил начальник Департамента Евро-2012 Сергей Репин, в рамках подготовки к Евро всего на строительство дорог было выделено 400 млн. грн. Кроме того, в декабре прошлого года облавтодор получил дополнительно 200 млн. грн. на обустройство дорог.

В целом за последние два года Донецку и области выделялась львиная доля финансирования на строительство и ремонт дорог. Для сравнения, во Львове городская власть еще не рассчиталась с подрядчиками за проделанные работы. Сумма долга за прошлый год составила 220 млн. грн.

Народный контроль "Слово и Дело" предоставил статистику выполнения обещаний чиновниками касательно подготовки к Евро-2012"

Как отмечают эксперты, часть финансирования на "донецкие" дороги шла из соседних областей — Днепропетровской, Луганской, Харьковской. Таким образом, на первый взгляд, финансирование на дороги поступало не только для Донецка, но фактически строились дороги, соединяющие столицу Донбасса с другими городами. В результате общий бюджет автодорог Донбасса за период подготовки к Евро превысил 3 млрд. грн. Как отметил Сергей Репин, в этом году за дороги с городом полностью не рассчитались. При этом сумму долга чиновник так и не назвал.

Проблемой города остается общественный транспорт. Три года назад Донецку обещали 250 единиц больших автобусов и столько же троллейбусов. Однако по состоянию на март в лучшем случае была выполнена программа "минимум". Для города закупили 62 троллейбуса и 16 автобусов. К началу Евро планируют закупить еще 30-40 автобусов. Но касательного этого возникают сомнения, слишком уж мало времени осталось. Скорее всего, в данном случае перевозки в дни чемпионата будут осуществляться за счет привлечения транспорта из отдаленных районов города. Косвенно это уже подтвердил мэр Донецка Лукьянченко, заявив о том, что руководство города не в состоянии выделить 18 больших автобусов либо троллейбусов для сообщения с аэропортом.

Обновки города: ж/д вокзал и аэропорт

В рамках подготовки к турниру для жителей шахтерского края был представлен новый ж/д вокзал. По словам пресс-службы начальника Донецкой железной дороги Владимира Селиванова, дизайн нового помещения совмещает в себе стили сталинского классицизма и hi-tech. Последний раз капитальная реконструкция здесь проводилась в 1949 году. В данном случае на ремонтные работы вместе со строительством нового здания вокзала было выделено от 1,3 до 1,5 млрд. грн. за счет средств "Укрзализныци". "Евро-патрулю" продемонстрировали новые залы ожидания, помещения касс и показали условия для лиц с ограниченными физическими возможностями. Также на территории вокзала будет расположен торгово-развлекательный комплекс "Вокзал-сити", стоимость аренды помещений для коммерческой деятельности пока не оглашается. Сегодня на вокзале имеется 27 лифтов и 26 эскалаторов, а также 11 комнат отдыха.

Благодаря масштабной реконструкции пропускную способность удалось повысить вдвое — с 17 до 35 тыс. пассажиров в сутки. Правда, в связи с сокращением количества поездов "Укрзализныцей" в последнее время окупаемость проекта вызывает сомнения. Ко всему, 26% пассажиров относятся к льготной категории.

Кроме вокзала, в Донецке также заработали новые воздушные ворота.

Общая сумма реконструкции аэродрома, строительства нового терминала и обустройства прилегающей территории составила 6,416 млрд. грн.

Донецкий аэропорт отвечает мировым стандартам. При этом возникают вопросы в необходимости такого затратного проекта для города. Дело в том, что возведенный терминал с прилегающими комплексами способен обслуживать порядка 5-7 млн. пассажиров в год, тогда как в 2011 году аэропорт принял и отправил 829,3 тыс. человек. В этом году цифра возрастет до 1-1,2 млн. пассажиров. Таким образом, после проведения чемпионата загрузка комплекса будет составлять не более 50%.

Также стоит отметить, что на протяжении четырех лет подготовки бюджет строительства данного объекта возрос в 3,5 раза. В 2008 г. на его реконструкцию предусматривалось выделить 1,8 млрд. грн. В 2010-м эта цифра превысила 3,1 млрд. грн. За период с 2008 по 2010 г. объемы инвестиций составили не более 300 млн. грн. После чего смета начала стремительно расти и на момент завершения строительных работ составила 6,416 млрд. грн. Таким образом, воздушные ворота в Донецке стали наиболее дорогостоящим объектом по сравнению с аэропортами в других украинских принимающих городах.

Итоги

По оценке "Евро-патруля", готовность города к Евро равна 3,85 балла. Пока Донецк лидирует по сравнению с остальными принимающими городами. В основном благодаря львиным долям финансирования из государственного бюджета, а также существенной активности частных инвесторов.

Вместе с тем проблемами города были и остаются недостаточное количество общественного транспорта, в том числе для обслуживания болельщиков на Евро-2012. Также актуальным является вопрос касательно окупаемости главных объектов после чемпионата. Учитывая, что в шахтерской столице, как и в Киеве, всего состоится пять футбольных поединков, при системной промоции города количество гостей турнира можно было бы существенно увеличить. Из-за монополии системы бронирования официальными туроператорами и большими гостиницами мелким предпринимателям остается лишь надеяться, что их апартаменты удастся сдать болельщикам непосредственно в дни чемпионата.

Также читайте репортаж о Донецке из Интернета глазами иностранного болельщика.

Часть аналитических материалов была предоставлена порталом народного контроля "Слово и Дело".