Европа включила "станок": ЕЦБ объявил о программе количественного смягчения

Европейский Центробанк таки принял историческое решение и начал программу "количественного смягчения" для стран зоны единой валюты. По словам главы этой организации Марио Драги, настало время для того, чтобы перейти к реальным действиям по спасению Еврозоны

В ЕЦБ решились не экономить. Еще за несколько дней до объявления конкретных планов, эксперты предполагали, что программа количественного смягчения для Европы продлится до конца года и потребует дополнительно напечатать примерно 500 млрд евро. Но по словам Марио Драги, выкуп проблемных суверенных облигаций будет производиться до сентября 2016 года. То есть Европа дополнительно напечатает примерно 1,1 трлн евро, из расчета 60 млрд евро в месяц. Видимо, главе ЕЦБ удалось убедить немецких банкиров, что этот шаг спасет экономику ЕС от третьей годовой рецессии с начала экономического кризиса в 2008 году.

До этого Берлин постоянно блокировал любые инициативы Марио Драги по раздаче денег проблемным странам. "Сейчас Драги, видимо, объяснил, что Европе так просто не вырваться из круга рецессии и дефляции. Чтобы раскрутить производство и поднять цены, нужны реальные деньги", — рассказывает Delo.UA глава European Centre for International Political Economy Фредрик Эриксон. По его словам, в Брюсселе постоянно убеждали Берлин отказаться от политики экономии, так как в этом году, по прогнозам МВФ, промышленность США вырастет на 3%, а эти же показатели в ЕС останутся на нулевой отметке.

Сейчас с политикой экономии покончено. Но возникает и несколько вопросов. Во-первых, в ЕЦБ не сказали, как именно будут определяться суверенные облигации для выкупа. Если по размеру госдолга или падению ВВП, то тут самой нуждающейся страной ЕС будет Греция. А в Брюсселе и Берлине уже устали от греков, которые постоянно требуют денег, грозятся выйти из зоны единой валюты, и уже 25 января могут проголосовать за радикальную левую оппозицию. Тем более сейчас у вполне стабильных на первый взгляд стран могут возникнуть проблемы с суверенными долгами. К примеру, во Франции пока убеждают, что с экономикой все в порядке, но аналитики Всемирного Банка уже заявили, что страна может столкнуться с рецессией и потребностью в деньгах. Потому если в Париже заговорят об экономической помощи, то 60 млрд евро в месяц может оказаться маловато. Глава Netherlands Institute of International Relations Clingendael Адриан Шоут считает, что программа выкупа облигаций и была запушена на крайний случай, так как она дает возможность ЕЦБ избежать дефолтов больших стран.

Наконец важным вопросом остается — поможет ли эта программа ЕС. В США и Великобритании экономика смогла начать рост именно благодаря выкупу правительством ценных бумаг проблемных компаний. В конце 2014-го Вашингтон объявил о закрытии такой программы, так как она уже сыграла свою роль. Но вот в Японии эффект от известной "Абеномики", которая также предполагала закачивание госденег в проблемные компании, пока небольшой. Главная задача — разогнать инфляцию так и не достигнута. На прошлой неделе Банк Японии снизил прогнозируемый показатель инфляции с 1,7% до 1%. То есть Токио пока не удалось запустить экономику с помощью денег.

Немецкая скупость

Еще в 2010 году, когда в Штатах только запускалась программа количественного смягчения, в ЕС больше думали о том, как побольше сэкономить. С одной стороны основной экономический "локомотив" зоны евро — Германия, показывала на свой пример. Эта страна в период с 2008 до 2010 года смогла урезать социальные расходы на 50 млрд евро в год и подняла конкурентоспособность своей промышленности. В результате реформ за несколько лет Берлин почти преодолел экономический кризис. И для этого ему не понадобились дополнительные деньги.

В тоже время проблемные страны ЕС требовали все больших вливаний. И если Ирландия ограничилась размером помощи в 10 млрд евро и попыталась сама справиться со своими проблемами, то Греция поглощала такую сумму чуть ли каждый месяц и отказывалась проводить реформы. Потому в Берлине резонно заявляли, что печать дополнительных денег приведет к надуванию финансовых пузырей в странах периферии зоны евро и тогда кризис только усугубится.

А так как Германия постепенно перебирает на себя полномочия единственного лидера Европы, то в Брюсселе не могли не считаться с ее мнением. Потому не удивительно, что в долгосрочном бюджете ЕС до 2020 года было заложено урезание госрасходов минимум на 15%. И ни о каком выкупе облигаций речи не шло.

Но в 2014-м Германии стало сложнее доказывать свою позицию. Во-первых, экономические показатели Еврозоны свидетельствовали, что она направляется в новую рецессию и рост ВВП в размере 0,5% в этом году будет очень высоким. Во-вторых, экономика самой Германии в последнее время пребывает в унылом состоянии. Политическая напряженность в отношениях с Россией, которая являлась одним из главных торговых партнеров Берлина, пугает инвесторов. А постоянная потребность отчислять деньги для спасения стран Средиземноморья давит на бюджет. Тем более, что угрозы прекратить это финансирование уже сделали Германию ненавистной в значительной части ЕС. Это еще больше ослабило ее позиции в общей политике. Потому когда летом 2014-го Марио Драги начал говорить о программе стимулирования экономики, в Берлине, конечно, возражали, но довольно вяло.

В ожидании денег

Впервые ЕЦБ начнет выкупать суверенные облигации в марте. До этого в Брюсселе должны определить, кто станет первым на очереди. Пока все эксперты склоняются к Греции. "Кризис там развивается по спирали, и деньги опять будут нужны очень скоро", — говорит профессор Афинского университета Янис Варуфакис. Но на пути Центробанка могут встать два обстоятельства. Во-первых, по мнению аналитиков, Германия не полностью отступила в вопросе количественного смягчения. Берлин традиционно будет требовать от Афин реформ в обмен на деньги. Но пока Греция не показала желания срезать социальные выплаты. Во-вторых, 25 января в стране пройдут выборы и победить может леворадикальная партия "СИРИЗА", которая готова выйти из зоны евро, но не урезать расходы. Эксперты считают, что даже в случае победы левые не захотят покидать Еврозону, так как это будет означать крах экономики Греции, но вести переговоры с Афинами будет намного сложнее.

В этой очереди также могут оказаться Испания и Италия. По мнению Фредрика Эриксона, первые несколько траншей уйдут именно в эти страны, так как они слишком важны для Брюсселя, чтобы допустить их дефолт. Многие даже обвиняли Драги в том, что значительная часть этого плана разрабатывалась, чтобы помочь его родной Италии. Хотя Рим и заявляет, что сам проведет оздоровление экономики, но по прогнозам журнала The Economist, может попросить макрофинансовой помощи уже в середине года.

Франция находится примерно в такой же ситуации. Но кроме того, президент Франсуа Олланд пока не готов проводить резкие сокращения госрасходов, хотя в 2015-м запланирована экономия в 2 млрд евро. Пока низкий рейтинг президента не дает ему возможности маневрировать.

Наконец с помощью нового инструмента ЕЦБ надеется раскрутить инфляцию в зоне евро. Дело в том, что страны единой валюты уже несколько лет не могут выбраться из дефляционной спирали, которая давит на экономику. По последним данным, показатель инфляции в ЕС за прошлый год составил отрицательную величину -0,2%. А дополнительная печать денег должна стимулировать не только цены, но и активность бизнеса. Интересно, что за несколько дней до объявления решения ЕЦБ правительство Швейцарии понизило курс своей валюты на 0,25 цента, до равного соотношения с долларом. Видимо, в Берне также хотели немного подогреть инфляцию.

Лекарство от жадности

Дополнительная печать 1,1 трлн евро явно приведет к падению курса единой валюты. Эксперты прогнозируют, что он может опуститься даже ниже показателя 1 доллар за 1 евро. Это поможет европейским экспортерам и подстегнет цены. Но вряд ли сможет вылечить ЕС от кризиса суверенных кредитов.

По мнению Адриана Шоута, пока в союзе не смогут провести фискальную консолидацию и заставить все страны действовать сообща, деньги будут уходить в никуда. Потому к завершению этой программы, то есть на средину 2016 года, запланировано и создание единого центрального банка ЕС, который будет напрямую управлять национальными подразделениями. Но с этим есть значительные трудности, так как многие страны не хотят делиться своими финансовыми полномочиями. Особенно в этой связи выделяется Британия. Премьер этой страны Дэвид Кэмерон до мая должен назвать дату референдума о выходе Великобритании из состава ЕС. Без этого его партия не сможет получить нужное количество голосов в парламенте. Эксперты считают, что Англия будет голосовать до 2017 года, и результат пока непредсказуем.

Кроме того, программа количественного смягчения в США подходит к логическому завершению — росту процентных ставок для банков. Все аналитики согласны, что уже к сентябрю ФРС впервые за 3 года решится поднять этот показатель минимум до 0,95%. А в ЕС пока говорят, что об этом даже рано думать.

Наконец, вопрос выделения дополнительных денег упирается в отсутствие политического союза между странами Европы. Потому пока Греция и Германия не договорятся о том, кто именно командует общими деньгами и какие облигации выкупать, программы печати новых денег не помогут.