Foreign Policy: Наиболее серьезный вызов для Порошенко — не в Москве, а в украинском парламенте

С учетом шаткого, но продолжающегося перемирия между украинскими силами и боевиками, которые пользуются поддержкой России, один из крупнейших вызовов для президента Украины Петра Порошенко может прийти со стороны националистических партий внутри его же правительства, а не со стороны былых его оппонентов в Москве.

В грядущие месяцы парламент Украины должен проголосовать за законопроект по передаче власти из Киева — это ключевой компонент февральского договора о перемирии "Минск 2", он был заключен при участии Германии, Франции, Украины и России. Согласно условиям этого соглашения, Киев должен предоставить больше автономии восточной Украине, многие жители которой стремятся к более тесным связям с Москвой, тем временем от России требуется вывести свою военную технику и добровольцев,— пишет Foreign Policy.

Проблема заключается в том, что Порошенко сейчас не располагает голосами для внесения поправки в украинскую Конституцию по причине оппозиции националистических групп, таких как Радикальная партия, "Правый сектор", а теперь и ряд политических партий вне правого крыла, эти партии опасаются, что законопроект подорвет суверенитет и независимость страны.

Например, когда парламент голосовал за автономию, лидер Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что поправка — часть плана российского президента Владимира Путина, "направленная на разрушение Украины", незадолго до этого он вышел из коалиции Порошенко.

Эта тупиковая ситуация грозит подорвать Минское соглашение и разжечь насилие между воюющими сторонами. Кроме того, в ближайшее время она может не разрешиться. В своем интервью новый посол Украины в Соединенных Штатах заявил, что единственная возможность разрешить безвыходную ситуацию — обеспечить выход России из военного участия в конфликте, но многие сомневаются, что Путин пойдет на этот шаг.

"Если мы увидим реальный прогресс выведения войск и техники, темпы [конституционной реформы] серьезно ускорятся", — заявил украинский посол Валерий Чалый в обширном интервью изданию Foreign Policy в посольстве Украины в Вашингтоне. "Украина все больше идет на сложные политические компромиссы, но серьезного прогресса в выведении вооружений пока не наблюдалось".

Тот факт, что Киев настаивает на необходимости первого шага со стороны Москвы, обеспокоил некоторых экспертов, поскольку это дает основания Украине использовать непреклонность России в качестве предлога, чтобы отложить необходимые реформы.

Мэтью Рожански, эксперт по Украине в Центре Уилсона, говорит, что Порошенко столкнулся с реальными препятствиями в собственном парламенте. Однако Рожански замечает, что "в украинской политике разыгрывание российской карты всегда было в меньшей степени залогом действия, и в большей — заменителем действия".

Другие говорят, что у Украины есть всякое право замедлять ход реформ, с учетом постоянного присутствия российских войск вдоль украинской границы и тяжелой артиллерии в руках боевиков. "Пока Россия не займется серьезным внедрением пунктов Минского соглашения, от Украины не надо требовать конституционных реформ", — говорит Джон Хербст, бывший посол США в Украине и директор Атлантического Совета.

Чалый, который занял свой пост в Вашингтоне в июле, близкое доверенное лицо Порошенко, ранее он был его советником по внешней политике. Он активный и остроумный собеседник, его стиль отличается от стиля его предшественника Александра Моцика, более сдержанного посла старой школы, назначенного изгнанным президентом Виктором Януковичем.

Когда Чалый говорил о трудных политических вызовах Порошенко в стране, он также подчеркнул, что законопроект о децентрализации, предложенный его боссом, стал в Украине крайне непопулярным. "В прошлом году большинство украинцев поддерживали политические компромиссы Минска", — сказал он. "Но в этом году все меньше украинцев поддерживают этот процесс из-за того, что видят — Россия может притормозить и сохранить рычаги давления на Украину".

Идея децентрализации появилась вследствие протестов Майдана в 2014 году, ее предложили в качестве средства для усиления некрепких демократических реформ в стране. Но эта идея зашла в тупик после того, как на востоке Украины начались боевые действия; и когда стал ясен шаткий характер второго Минского соглашения, децентрализацию начали связывать с более глубоким политическим спором о статусе территорий, находящихся под контролем боевиков. В свою очередь это еще сильнее связало тему реформ в Украине с ситуацией безопасности на Донбассе, а Порошенко пришлось соблюдать баланс между все более разочарованным электоратом и западными правительствами, жаждущими прогресса в восточной Украине.

"Специальный статус оккупированных территорий был предложен Украине в Минске, это похоже на приз для Путина. Многие украинцы считают это инструментом умиротворения Путина со стороны Запада", — комментирует Алексей Гарань, профессор сравнительной политологии Киево-Могилянской Академии.

Законопроект о децентрализации в первом чтении прошел в украинском парламенте еще в августе, но он только подчеркнул тяжесть пути к полному внедрению пунктов Минского соглашения. В ходе буйных парламентских сессий, на Порошенко посыпалась критика и от оппозиции, и от его собственной проевропейской коалиции, которая обвинила президента в мягкости перед Россией. После голосования протесты у здания парламента, во главе с ультранационалистической партией Свобода, привели к смерти трех солдат Национальной Гвардии.

Для ратификации в виде поправки к конституции, законопроект о децентрализации должен пройти во втором и финальном чтении, проголосовать за него должны минимум 300 из 450 депутатов парламента — в первом чтении за законопроект проголосовали 265 депутатов. Как же сможет Порошенко (и сможет ли вообще) привлечь недостающие голоса.

"Это не невозможно", — комментирует Стивен Пайфер, бывший посол США в Украине и старший научный сотрудник Института Брукингса. "Это потребует от Порошенко большой беготни, а политическая битва обещает быть очень жесткой".

Децентрализация в Донбассе сопряжена с этими трудностями, в частности, по той причине, что ни одна из сторон не пошла на полноценный первый шаг по внедрению Минского мирного соглашения. С точки зрения Москвы Украина не придерживается обещаний автономии; с точки зрения Киева, Россия поставила соглашение под угрозу отказом уменьшить свое военное присутствие на востоке.

"Одной из ключевых проблем с Минском 2 остается то, что это соглашение не определяет последовательность ряда шагов", — комментирует Пайфер.

Как один из участников Минского соглашения, Украина требует выведения российских военных сил, техники и добровольцев из Украины; выведения артиллерии с восточного фронта; свободного доступа наблюдателей ОБСЕ; и восстановления контроля Украины над юго-восточной границей с Россией.

Тем временем Москва выступает за "федерализацию" Украины в ходе всего 18-месячного кризиса, этот шаг предоставит регионам Донецка и Луганска, находящимся под контролем боевиков, большую автономию от Киева, включая возможность вести внешнюю и торговую политику. Украина выступает категорически против такой идеи и вместо этого настаивает на децентрализации, это другая модель, которая даст регионам страны больше власти принимать решения на местах и распределять доходы.

По словам Киева, децентрализация соответствует обязательствам Минского соглашения, но прежде какого-то прогресса необходимо решить ряд вопросов.

Другим неотложным вопросом остаются выборы на территориях, контролируемых боевиками. Украинское правительство говорит, что выборы нельзя проводить до отвода вооружений с передовой и полного восстановления контроля над украинско-российской границей. По словам Киева, выборы будут признаны только в том случае, если будут проведены согласно украинскому законодательству и если наблюдатели ОБСЕ посчитают, что эти выборы проходили в рамках международных стандартов. По словам Чалого, без контроля границ, будет трудно обеспечить честные выборы и невмешательство России.

Несмотря на возражения Киева, лидеры боевиков заявили о собственных планах провести выборы 18 октября и в начале ноября. Это заявление вызвало категорическое осуждение со стороны украинского правительства, оно рискует сорвать восстановившееся перемирие между Киевом и боевиками. В конце концов, выборы были отложены, после встречи Порошенко, Путина, французского президента Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель в Париже.

"Впервые за последние полтора года у нас установилось продолжительное перемирие, и это дает возможность реального прогресса", — комментирует Чалый.

До сих пор не ясно, как Киев воспользуется сравнительным затишьем.

"Было бы намного проще, если россияне предприняли больше усилий, но наибольший источник неопределенности исходит от раскола политической коалиции, которая поддерживала Порошенко до настоящего времени", — комментирует Эндрю Вайсс, вице-президент по исследованиям Фонда Карнеги. "Это наиболее сложный внутренний политический вызов для Порошенко в сравнении с любыми прошлыми ситуациями в его президентской истории".