Fuck corruption: как защитить себя от вымогательства взятки

Несмотря на создание целого ряда антикоррупционных ведомств и инициатив, бизнес продолжает жаловаться на случаи вымогательства и давления со стороны госслужащих, в первую очередь — работников налоговой и таможни. Но пока одни сетуют, что ничего не изменилось — другие предпочитают бороться

Налоговые консультанты констатируют — попыток получить неофициальное вознаграждение со стороны должностных лиц стало меньше, а если они и предпринимаются, то в завуалированной форме. "Ситуация сейчас такова, что решая вопросы с помощью взятки, нет никаких гарантий: и деньги потеряешь, и вопрос не решится. Так что законность в тренде", — поясняет Александра Томашевская, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса. Своим клиентам Томашевская однозначно рекомендует идти длинным и легальным путем, да и сами руководители бизнеса постепенно к этому приходят.

И все же "неприличные предложения" иногда поступают. Как защититься от проявлений коррупции и куда обращаться, если вы хотите наказать вымогателя?

Служба внутренней безопасности ГФС

Не поддаваться на намеки налоговиков "решить вопросы" за взятки недавно призвал и.о. президента Киевской Школы Экономики Тимофей Милованов.

Дело в том, что КШЭ и сама столкнулась с подобным намеком со стороны налоговиков — об этом Милованов также написал на своей странице в Facebook. Цена вопроса — $100 за техническое нарушение в системе отчетности. По его словам, после публикации позвонили "люди из пресс-службы правительства" и дали контакты, по которым предложили обратиться в ГФС. Служба внутренней безопасности ГФС, в свою очередь, подключила СБУ и прокуратуру. Виновные были задержаны с поличным — "правоохранители провели все необходимые следственные действия, чтобы установить и зафиксировать факт вымогательства, дачу взятки, и после дачи взятки сразу задержали участников", — делится опытом Милованов.

Также он сообщил, что при обыске были найдены платежки на фирму, которая принимала платежи в пользу нечистых на руку налоговиков. "При желании, органы могут "раскрутить" всю схему. Откупятся чиновники или нет, не знаю. Знаю, что задействованы три правоохранительные структуры, в задержании участвовало около 20 человек, включая группу захвата, и, возможно, проводилось несколько обысков одновременно", — рассказывает президент КШЭ.

Само по себе напрашивается предположение, что победу КШЭ в борьбе с налоговой обеспечил личный авторитет Милованова, известного и уважаемого экономиста. Но в ГФС утверждают, что такой путь доступен любому налогоплательщику.

"Во-первых, есть начальник подразделения, к которому всегда можно прийти и высказать претензии. Во-вторых, есть сервис "Пульс", на который всегда можно позвонить и сообщить, например, о том, что задерживают товар, это делается очень быстро, — утверждает директор департамента организации таможенного контроля Алексей Василенко. — Если субъект видит злоупотребления на таможне, если, не дай Бог, сотрудник таможни прямо угрожает постоянными досмотрами, требуя взятки, можно обратиться напрямую в подразделение внутренней безопасности или в правоохранительные органы".

По словам таможенника, подразделения внутренней безопасности работают достаточно эффективно — проводятся задержания, заводятся уголовные дела. Контакты подразделений ВБ ГФС в регионах — здесь.

Прокуратура

На первой пресс-конференции в качестве генпрокурора Юрий Луценко анонсировал готовность сотрудничать с "адвокатом бизнеса" для защиты предпринимателей от нарушивших закон правоохранителей. По обращениям всеукраинских предпринимательских объединений "адвокатом" (аккумулятором жалоб) стала Оксана Мальована, ее функция — анализировать обращения, отрабатывать и обращать внимание на те, в которых речь идет превышении полномочий правоохранителями.

По словам Оксаны Продан, народного депутата и главы объединения МСБ "Фортеця", среди первых пристально рассмотренных жалоб есть и одна, связанная с функциями ГФС — с таможенным оформлением, но жаловался предприниматель на действия сотрудников СБУ.

В целом, в прокуратуру можно написать жалобу на любое действие или бездеятельность должностных лиц. "Если это налоговая, СБУ, в общем, те, кто давят/притесняют/вымогают — прокуратура проверяет законность действия или бездействия", — поясняет Томашевская.

Суды

Намеки на "денежное поощрение" возникают, как правило, из-за спорных вопросов в трактовке законодательства. Оксана Продан рекомендует прежде всего подать письменный запрос от предпринимателя на руководителя местного органа фискальной службы о том, какой по закону должна быть процедура со стороны вымогателя — ответ однозначно будет исключать возможность взятки. Но зачастую отстаивать свои интересы приходится в суде.

"Это всегда решение руководителя — готов он сражаться или хочет по-тихому избавиться от неприятностей. Кто решает "деликатные вопросы", тем есть что скрывать", — убеждена Томашевская. Почему стоит идти в суд, если вы уверены в своей правоте, мы подробно писали здесь.

Несмотря на то, что предприниматели часто добиваются успеха в судах, недоверие к судебной системе порой оказывается сильнее уверенности в собственной правоте. В случае если возникают подозрения в необъективности суда, предприниматель имеет право обратиться в Национальное антикоррупционное бюро — все судьи подследственны НАБУ.

Народные депутаты

Первым делом о фактах нарушений стоит сообщить местному руководству. Но что если сам начальник создает условия для коррупции? Можно обратиться в профильный комитет Верховной Рады или к народному депутату. Этот путь занимает много времени, но он эффективный, а часто и превентивный для других фискалов в подобных ситуациях. Но больше шансов добиться внимания от комитета ВР — у объединений и ассоциаций.

"Как минимум по обращению на меня мы добиваемся проверки законности действий конкретного чиновника ГФСУ, а часто и привлечения его к ответственности за нарушение. Второй уровень — это обобщающее разъяснение главы ДФСУ о процедуре действий фискалов в той или иной ситуации. Третий уровень — изменение подзаконных актов или норм Налогового кодекса", — рассказывает Продан. Нардеп уверяет, что такая опция доступна любому бизнесу, и не только крупному.

Ведомств, в которые можно пожаловаться, достаточно. А подав официальную жалобу, можно еще обратиться к бизнес-омбудсмену и налоговому бизнес-омбудсмену — благо, официальных защитников у предпринимателей хватает. Писать всем им стоит, считает Томашевская — как минимум чиновник поймет, что вы скандальный субъект, и будет вести себя с вами гораздо осторожнее. И касается это не только ГФС, но и любого другого госоргана.