Экономика 16 января 2017 в 9:00

Герои и неудачники ProZorro: Как тратятся бюджетные деньги

Delo.UA анализировало, что закупали госкомпании и учреждения в течение 2016-го, какие товары и услуги бизнес готов продавать государству, а также в каких отраслях предложения недостаточно

Система публичных закупок ProZorro опробуется заказчиками и бизнесом еще с февраля 2015-го, но в полномасштабном и обязательном режиме стартовала в апреле 2016-го. За апрель-декабрь прошлого года было объявлено электронных закупок на сумму 203,6 млрд грн. Завершить же успели 55,2% всех торгов на сумму 60,62 млрд грн, а подписать контракты — на 43,93 млрд грн.

Потребности государства

За девять месяцев 2016-го государство больше всего подписало контрактов на закупку строительных работ, транспортных средств и вспомогательного оборудования, а также нефтепродуктов, топлива, электроэнергии и других ее источников.

Строить и ремонтировать в ближайшие годы государство и коммунальщики будут многое. Самые крупные тендеры на закупку строительных работ проводили энергетические компании, в частности, "Укртрансгаз", "Укргидроэнерго" и "Энергоатом". На сотни миллионов энергетики заключили контракты на строительство объектов гидроаккумулирующей электростанции, реконструкцию газоизмерительных и газораспределительных станций, установок осушки газа, газопроводов. Также бюджет будем тратить на ремонт и строительство дорог, линий метрополитена, мостов, лагерных городков и казарм для военных, школ и садиков.

Также в 2016-м госкомпании, бюджетные учреждения и коммунальные предприятия подписали контракты на приобретение шести сотен автомобилей для Нацполиции, сотни пожарных машин, троллейбусов, городских автобусов, грузовых полувагонов, автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Транспортные средства, находящиеся в государственной и коммунальной собственности должны работать на чем-то, а потому также бюджетные средства потратят и на топливо. Только "Укрзализныця" за девять месяцев 2016-го закупила свыше 50 тыс. тонн дизтоплива. Десятками тысяч тонн госкомпании и учреждения также закупали мазут, бензин, топливо для реактивных двигателей, в целом решив приобрести товаров этой категории на 4,4 млрд грн.

Неудачливые заказчики

За девять месяцев 2016-го государственные и коммунальные заказчики объявили, а потом отменили 16 тысяч тендеров на сумму свыше 20 млрд грн, таким образом расстроив больше 9 тысяч компаний, которые рассчитывали заработать эти средства.

Входящие в "Укртрансгаз" компании отменили три тендера общей стоимостью практически 4 млрд грн по реконструкции компрессорных станций "Ананьив", "Заднипровська" и "Пивденнобузька". Дело в том, что "Нафтогаз" как единственный акционер "Укртрансгаза" должен согласовать сделки, цена которых превышает 500 млн грн. Но в случае с этими компрессорными станциями компания посчитала, что тратить такие средства на их реконструкцию нецелесообразно. Ведь оборудование, которое намеревался закупить "Укртрансгаз", могло быть использовано только на станциях, которые задействованы в транспортировке газа в направлении Турции, но не на других станциях. Россия же вместе с Турцией анонсировали строительство "Турецкого потока", который якобы должен заместить транзит российского газа через территорию Украины, а потому реконструировать станции "Ананьив", "Заднипровська" и "Пивденнобузька" на 4 млрд грн экономически невыгодно. Такое решение "Нафтогаза" ожидаемо обидело Сумское машиностроительное научно-производственное объединение, которое победило на всех трех тендерах.

Тендеры "Укрзализныци" по закупке дизтоплива на сотни миллионов гривень отменялись преимущественно по решению Антимонопольного комитета из-за нарушения заказчиком процедуры. При этом они могут быть перевыставлены и проведены заказчиком снова, только в этот раз по правилам. Также "Укрзализныця" отменила закупку двух пассажирских межрегиональных поездов, на которые планировали потратить 330 млн грн, опять-таки из-за нарушения процедуры.

Компания "Укргидроэнерго" объявила и отменила тендер по строительству Каневской ГАЭС на 500 млн грн. Хотя в нем и принимали участие 10 поставщиков, предложения девяти из них компания отклонила, ссылаясь на то, что некоторые компании не предоставили лицензии от Гостехногенбезопасности на выполнение работ противопожарного предназначения, а другие — разрешение Гоструда на выполнение таких работ. Тем не менее, Каневскую ГАЭС строить-то нужно, а потому тендер сразу же был перевыставлен, только теперь в нем поучаствовали всего 4 компании. Победила же компания "Укргидроэнергобуд", чье предложение не было отклонено во время первого тендера.

Еще 66 тысяч тендеров общим бюджетом свыше 37 млрд грн не состоялись из-за того, что заказчики отклонили все поданные предложения. То ли закупка могла подождать, пока появятся более выгодные предложения, то ли на тендер не пришел желанный поставщик.

Предложение бизнеса

Среднее количество предложений на один тендер по итогам девяти месяцев публичных закупок равняется 2,32. В ProZorro говорят, что это хороший показатель. Тем не менее, в 37% всех завершенных тендеров (или 48 тысячах закупок общим бюджетом 20,5 млрд грн) принимал участие всего один поставщик. Стоит отметить, что согласно законодательству в открытых торгах не может принимать участие меньше двух компаний. А вот допороговые закупки и переговорные процедуры для потребностей обороны считаются конкурентными, но могут проводиться с одним участником, поясняют в ProZorro.

Среди самых объемных тендеров с одним участником — закупки газа. А все потому, что организаторы требуют за один раз поставить слишком большие объемы газа, а удовлетворить такую потребность может всего одна-две компании, частным же газодобытчикам — это не по зубам. В тендерах облавтодоров на сотни миллионов гривень по содержанию дорог также обычно принимают участие по одному поставщику, причем практически всегда это госпредприятия. Только в Запорожской области содержать дороги было готово частное ООО "Холдинг Центр См". Тем не менее, такие тендеры зачастую заказчик отменяет, ведь участник-то один. А потому организаторам приходится перевыставлять закупки и проводить их как переговорные процедуры с конкретной компанией. При этом статистика ProZorro показывает, что переговорные процедуры освоили пока только два облавтодора — Запорожский и Сумской.

Мало поставщиков приходит на гостендеры по закупке услуг в сфере отдыха, культуры и спорта, коммунальных услуг, отельных и ресторанных услуг, а также почтовых и телекоммуникационных. С одной стороны, бюджеты закупок по данным категориям во многих случаях маленькие, а потому бизнесу может быть неинтересно тратить свое время, пытаясь урвать крошечный кусок бюджетных денег. С другой стороны, по некоторым направлениям, например, при закупке услуг отелей и ресторанов или же услуг по разработке программного обеспечения, бизнес банально не привык сотрудничать с государством. У ИТ-компаний же, рынок и без государства масштабен. В ProZorro же говорят, что с разработчиками программного обеспечения, а на них государство в 2016-м готово было потратить около 900 млн грн, может помочь более простая для бизнеса процедура конкурентного диалога.

Тем не менее, есть крупные, но все равно мало интересные закупки для бизнеса. В первую очередь это тендеры по строительным работам. В ProZorro говорят, что это зачастую сложные закупки, к которым еще сложнее качественно прописать тендерные требования, да и пространства для манипуляций у заказчика побольше. "Реальной причины, почему бизнес не хочет приходить на тендеры, нет. На поверхности лежит то, что компаниям сложно готовится к тендеру. Но сейчас участие уже упрощается. Ранее компания должна была предоставить полную смету на этапе подачи предложений, а после аукциона — обновленную смету с ценой, которую компания указала на торгах. Сейчас на этапе подачи предложения участник может только предоставить письмо-гарантию, что он готов выполнить работы за определенные деньги, а смету готовит только победитель. Конечно, это упрощает жизнь участников, ведь подготовка сметы — это большая работа", — поясняют в департаменте Минэкономразвития по строительным работам.

Тендеров с высокой конкуренцией куда меньше, чем закупок, на которые приходят один-два поставщика. В частности, за девять месяцев 2016-го всего в 9% от общего количества или 12 тысяч торгов принимали участие 5 и больше компаний. Самые крупные тендеры с высокой конкуренцией — это закупки энергетических компаний, в частности, "Укртрансгаза" и "Укргазвыдобування", а также тендеры "Укрзализныци" по приобретению дизтоплива. Также, в среднем высокая конкуренция при закупках финансовых и страховых услуг, услуг, связанные с нефтегазовой промышленностью, а также закупках печатной и сопутствующей продукции.

Удачливые предприниматели

По итогам девяти месяцев 2016-го больше всего бюджетных средств заработала компания "Трейд Коммодити", которая должна поставить дизтопливо "Укрзализныце" и еще нескольким госкомпаниям практически на миллиард гривень.

Также основательно на государстве заработает компания "Нико Диамант", которая должна поставить Нацполиции 635 автомобилей Mitsubishi Outlander PHEV 2.0 на 960 млн грн. Этот тендер проходил со скандалом, ведь МВД закупало автомобили по переговорной процедуре, ссылаясь на то, что это якобы закупка для "обеспечения потребностей обороны". Специалисты Transparency International и Dozorro отмечали, что нарушение процедуры закупки налицо, ведь автомобили закупались не для оборонных потребностей, а техническая документация была прописана под конкретную модель. Одно авто обойдется бюджету в $58,6 тыс.

Тем не менее, после широкой огласки 29 декабря глава МВД Арсен Аваков заявил, что корпорация Mitsubishi якобы согласилась снизить стоимость одного авто на 14% и поставить на те же 959 млн грн на 101 машину больше. Получит ли Украина дополнительную сотню машин, прогнозировать сложно, ведь согласно информации на сайте ProZorro и данным Госказначейства договор был подписан именно на 635 авто на сумму 959 млн грн, а центр обслуживания подразделений Нацполиции еще до заявления Авакова, 28 декабря, одной транзакцией перечислил всю сумму договора на счет "Нико Диамант".

Еще 800 млн грн государство заплатит компании "Онур Конструкцион Интернешнл", которая должна отремонтировать дороги Киевской, Львовской, Одесской и других областей. Также свыше 700 млн грн на гостендерах за девять месяцев 2016-го заработала компания Пинчука "Интерпайп", подписав контракты с "Укргазвыдобуванням", "Укрнафтой" и другими госкомпаниями на поставку труб.

Жалобщики

Согласно законодательству компании могут пожаловаться в Антимонопольный комитет на неточности или нарушения в тендерной документации, а также на действия или бездеятельность заказчика. Если компания хочет, чтобы жалоба была рассмотрена, она должна заплатить до 15 тыс. грн в зависимости от бюджета и типа тендера. А АМКУ в течение 15 дней обязан эту жалобу проанализировать. При этом на эти две недели тендер замораживается.

В течение 9 месяцев 2016-го компании подали свыше 18 тысяч жалоб по тендерам на сумму 50 млрд грн. Антимонопольный комитет же удовлетворил 27% от общего количества или 3,75 тыс. жалоб предпринимателей.

Подано и удовлетворено больше всего жалоб на тендеры КГГА, Мининфраструктуры, Днепропетровской ОГА, Минэнергетики и Днепровского горсовета. Тем не менее, это не обязательно свидетельствует, что данные организаторы склонны нарушать права бизнеса. Просто они являются лидерами по количеству проводимых закупок, а потому и жалоб на них больше.

В итоге

Несмотря на то, что система электронных закупок ProZorro работает в Украине уже два года, с трудностями до сих пор сталкиваются как организаторы, так и поставщики. Первым все еще сложно готовить качественную и понятную тендерную документации, а в некоторых случаях — отказываться от старых подходов при работе с бизнесом. Вторым же — грамотно готовить тендерные предложения и рьяно отстаивать свои права.

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...