Главные вызовы 2019: бизнес ожидает замедления темпов роста экономики

Главные вызовы 2019: бизнес ожидает замедления темпов роста экономики
В ожидании выборов в текущем году бизнес рассчитывает, что правительство все же продолжит начатые реформы и детенизацию экономики

Ежегодно в январе Европейская Бизнес Ассоциация собирает своих участников, чтобы очертить главные вызовы наступившего года и сформировать на их основе бизнес-стратегии. Глава ассоциации Анна Деревянко напомнила, что год назад бизнес ожидал рост экономики на уровне 2017 года, курс гривни — 30 грн за доллар и увеличение штатов сотрудников с повышением зарплаты в течение года на 10-15%.

Учитывая главный вызов 2019 года — сразу президентские и парламентские выборы, в EBA подбили итоги работы Петра Порошенко. Деревянко отметила, что бизнес положительно воспринял создание свободной торговой зоны с ЕС, безвизовый режим, автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость, либерализацию валютного рынка, очищение банковского сектора, введение прозрачных закупок через ProZorro, отмену ценового регулирования, запуск единого налогового окна и в скором времени запуск единого казначейского счета для оплаты пошлины. А также начало судебной, пенсионной и образовательной реформ. Однако с ростом уровня экономических свобод падает уровень счастья населения. В 2018 году Украина заняла 138-е место из 156-ти по Международному индексу счастья. По сравнению с прошлым годом наша страна опустилась на 6 пунктов. Возможно, несчастье и заставило 3,2 млн украинцев уже эмигрировать, а 4 млн постоянно ездить на заработки. Главы инвестиционных компании, банка, платежных систем попытались разобраться, какие вызовы, кроме потери трудовых ресурсов, стоят перед бизнесом в 2019 году.

Томаш Фиала, Генеральный директор Dragon Capital

При анализе экономики мы оцениваем показатели сверху вниз. Мы посчитали, что в 2015 году началось восстановление экономики, что оказалось правдой. Последние три года мы наблюдаем стабильный рост ВВП. Как озвучил Петр Порошенко, в 2018 году этот показатель составил 3,4%. В 2019 году мы ожидаем замедление темпов роста до 2,5%. Поскольку сельское хозяйство, которое было драйвером роста экономики и выросло на 8% в прошлом году, мы ожидаем, снизится на 2,8%.

Инфляция находится на двузначном уровне, а индекс потребительских цен упал ниже 10% в декабре. Мы прогнозируем, что инфляция в текущем году будет снижаться до 6%, что должно позволить НБУ снизить учетную ставку во второй половине года на два процентных пункта. Хотя уровня инфляции в 5% к 2020 году мы пока не достигнем. Мы считаем, что НБУ имеет правильную монетарную политику и важно, что члены правления назначаются на 7 лет. У первого из них срок заканчивается в 2021 году, это значит, что кто бы ни победил на президентских выборах, он не сможет влиять на политику центробанка.  

Основной вызов для всех — это президентские и парламентские выборы. По опросам, которые мы заказывали, наибольшую вероятность победить имеют три кандидата — Юлия Тимошенко, Владимир Зеленский и Петр Порошенко.

Елена Волошина, Генеральный директор International Finance Corporation

Следующий год будет непростым. Украинская экономика маленькая, закрытая, экспортно ориентированная и сильно зависящая от внешних факторов. Внешний мир сейчас испытывает большую турбулентность. Всемирный банк пересмотрел свой прогноз роста экономики и спрогнозировал снижение с 3% до 2,9%. Это также означает снижение темпов роста ВВП и для Украины, поскольку мы находимся в глобальном тренде.

Внутренние вызовы — выборы, которые однозначно провоцируют нестабильность и непонимание, как будет складываться ситуация. Еще один внутренний вызов — это большая доля теневой экономики и миграция трудовых кадров.

Стратегия, которую я бы рекомендовала всем — удержаться. Удержать монетарную политику, независимость НБУ, сделать реформы там, где они возможны. Продолжить реформу банковского сектора и газового, однозначно двигаться с земельной реформой, приватизацией и к закону о концессии. Правительству надо подумать, как привлечь деньги, которые находятся вне банковского сектора, и заставить их заработать в реальной экономике.

Правительству также следует задуматься, как заставить остаться в Украине те 4 млн молодых людей, которые пока не эмигрировали, а только ездят на заработки.

Мы видим, что отвечать на все эти вызовы следует партнерством. Партнерством как между бизнесом, так и между государством и бизнесом.

Саида Джарболова, Генеральный директор ING Bank Ukraine

Мы не ждем больших потрясений в 2019 году и призываем смотреть дальше в будущее. Мы могли бы сделать больше для финансирования наших клиентов, но нас сдерживает узость денежного рынка. Это волатильность и неликвидность. Нам приходится сохранять подушку ликвидности и гораздо меньше финансировать клиентов.

Мы видим, что ожидание изменений курса гривни начинают создавать очень сильную волатильность на рынке, как результат увеличиваются кредитные ставки, которые становятся неподъемными для наших клиентов.

В 2019 году ситуацию могут усугубить выборы. У нас был очень хороший 2018 год, но мы очень осторожны в своих прогнозах, потому что ждем замедления роста темпов экономики. Но мы в состоянии это пережить.

Мы много говорим про инвестиционную привлекательности. Инвесторы могут пережить риски, если видят доходность от инвестиций. Поэтому очень важны меры, которые будут предприниматься правительством, чтобы раскачать экономику. Кроме земельной реформы и приватизации, необходимо возобновить рынок внутреннего капитала вне банковского сектора, который бы мог делать капитальные инвестиции. У Украины есть для этого ресурсы, поскольку если в банковской системе 100 млрд грн, то на руках у населения, по разным оценкам, 400 млрд грн.

Инга Андреева, Генеральный директор Mastercard Europe SA

Год будет сложный, но интересный. Говоря о развитии экономики страны, нужно затронуть тему финансовой инклюзии — доступа населения к финансовым сервисам. По оценкам Всемирного банка, увеличение на 10% финансовой инклюзии приносит стране +0,3% ВВП. В пересчете на Украину это дополнительные 9,3 млрд грн.

Украина сделала прорыв в развитии безналичных платежей. По результатам трех кварталов 2018 года количество торговых pos терминалов составило 264 тыс. 79% этой инфраструктуры составляют бесконтактные терминалы. Задача  на ближайшие годы зайти с терминалами и оплатами по QR-коду в регионы.

По нашим опросам, 38% малого и среднего бизнеса готовы и принимают безналичные платежи. Но что сдерживает бизнес принимать безналичные платежи — это низкая покупательная способность населения (26%), сложность бюрократической процедуры (22%) и высокие налоги (12%). В то же время 72% украинцев готовы оплачивать свои покупки мобильными телефонами.

По данным НБУ, объем транзакций по платежным картам увеличился на 38,5%. Это говорит о том, что экономика становится более прозрачной. Но, имея в стране 36 млн активных карт, 37% взрослого населения в Украине до сих пор не имеет банковских счетов. Тут нам еще работать и работать.

Украина поднялась с 6 на 4 место в мире по количеству NFC-транзакций в 2018 году. 

Мировой банк говорит, что если мы определяем стратегию финансовой инклюзии, то это значительно помогает экономике увеличить скорость и влияние реформ, которые мы делаем. Это одно из основных стратегических направлений Mastercard на 2019 год.