Государственный уполномоченный антимонопольного комитета Елена Чернелевская: Все рейтинговые агентства у нас незаконны

Одной из наиболее актуальных проблем финансового сектора сегодня является обязательное рейтингование, которое, по мнению участников рынка, необоснованно навязывается им Госкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Ситуация обострилась, когда
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

О том, как антимонопольщики намерены бороться с «рейтинговыми» монополистами, «ДЕЛУ» рассказала государственный уполномоченный АМК Елена Чернелевская.

В декабре АМК возбудил дело против ГКЦБФР по признакам антиконкурентных действий. Как оно продвигается?

– Дело не закрыто, хотя с того времени произошли серьезные изменения в законодательстве. Как известно, в январе вступил в силу Закон № 3201 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», который существенно усиливает требования к получателям рейтинга. Обязательность рейтингования, которую мы ставили под сомнение, теперь является правовой нормой.

Однако этот закон не выносился на обсуждение правительства, не обговаривался на уровне министерств и ведомств. В АМК проект этого документа также не поступал на согласование. Поэтому на выходе мы получили законодательный акт, который создал коллизионную ситуацию в Украине.

Что вы имеете в виду?

– Согласно Закону №3201, рейтинговые агентства, во-первых, должны получить лицензию на определенный вид деятельности, а во-вторых, они должны быть уполномочены ГКЦБФР. В-третьих, их необходимо включить в государственный реестр рейтинговых учреждений. Только при соблюдении всех этих условий рейтинговое агентство имеет право на ведение деятельности.

А как же тогда те компании, которые уже работают?

– В том-то и дело, что если принимать во внимание требования Закона № 3201, то сейчас ни одно из существующих в Украине рейтинговых агентств, в том числе и «Кредит-Рейтинг», не может осуществлять деятельность. У них нет лицензии, они не имеют статуса уполномоченных, и они не внесены в государственный реестр. У нас сложился правовой вакуум, когда рейтингование могут осуществлять или все агентства, или никто.

Получается, что теперь при выпуске облигаций эмитентам не обязательно обращаться в «Кредит-Рейтинг» за оценкой платежеспособности?

– Абсолютно верно. Сейчас необходимые нормативные документы просто не разработаны. Поскольку законодатель выделил два месяца на создание правовой базы, сегодня все рейтинговые агентства, в том числе и «Кредит-Рейтинг», одинаково незаконны.

Что же в этой ситуации делать рейтинговым компаниям и их потенциальным клиентам?

– Две недели назад мы обратились в ГКЦБФР за разъяснениями. Однако ответа от них нет до сих пор.

Мы предупредили ГКЦБФР, что если она будет отказывать эмитентам в регистрации эмиссий ценных бумаг из-за отсутствия заключения рейтингового агентства, то она должна отказывать всем. Или пускай ГКЦБФР признает рейтинговые оценки других компаний, работающих в Украине.

Могут ли сейчас украинские заемщики пользоваться услугами международных агентств?

– Да, но только на добровольной основе. Их рейтинги также не могут приниматься согласно новому закону. Например, если банк хочет зарегистрировать выпуск облигаций, он не может предоставить в ГКЦБФР рейтинг Moody’s, S&P или Fitch в качестве оценки своей платежеспособности, как того требует законодательство. Ведь эти агентства не аккредитованы в Украине, и они не перешли на национальную шкалу рейтингования. Эти два требования также заложены в Законе №3201.

Многие участники рынка считают, что рейтингование вообще не должно быть обязательным. Вы разделяете эту точку зрения?

– Мы тоже так считали до тех пор, пока не вышел новый закон. Дело в том, что во всем мире, за редким исключением (Мексика и еще несколько стран Латинской Америки), рейтингование осуществляется на добровольной основе. Но ведь мы движемся в Европу! Поэтому за аналог брали европейское законодательство, где нет никаких норм обязательного рейтингования.

Однако законодатель сказал, что Украина имеет свои национальные интересы в этом вопросе, и принял соответствующий закон. Мы как орган исполнительной власти не вправе его обсуждать. Однако подобного опыта нет нигде.

К тому же редко когда покупателями облигаций у нас выступают физические лица. Как правило, это очень опытные инвесторы: инвестиционные фонды, компании, торговцы ценными бумагами, которые самостоятельно готовы оценить все риски.