Государство не может пенять на дороговизну Крыма

Владимир Савельев уверен, что Крыму нужен налог на недвижимость.

Почему мы до сих пор оцениваем успех сезона по числу приехавших отдыхающих, а не по сумме оставленных ими денег?

– Для оценки курортного сезона и корректировки заезда мы считаем заезжающих, а по итогам полугодия, ежемесячно и квартально мы используем статистику поступления средств от деятельности курортных регионов. Это удобно — используя статистику отдыхающих, выяснить, в каком регионе есть проблемы и влияет ли количество отдыхающих на сумму поступивших средств, и если не влияет — то почему. Пока наблюдается уменьшение числа приезжих на 3%. А денег они оставили больше — в январе-июне по сравнению с прошлым годом поступления в бюджет выросли на 19,8%, или на 72 млн. грн. У нас большинство предприятий курортной сферы работает на патентах или на едином налоге, поэтому по итогам года цифры будут больше.

Наблюдаются ли в последнее время изменения в структуре рекреационного комплекса?

– Количество больших санаториев и пансионатов несколько увеличивается, но число мест не растет — в августе мы можем одномоментно разместить 150 тыс. человек. А прирост идет за счет частных пансионатов, скорее — за счет официальной регистрации этих мини-гостиниц.

Будет ли развиваться этот бизнес?

– Примерно на 25% у нас увеличилось количество мини-гостиниц, а это официальное размещение, с которого идут налоги и ведется учет. И если мы зарегистрируем все частные домовладения, которые работают в режиме мини-гостиниц, мы получим огромный прирост отдыхающих. Сейчас у нас идет значительное расхождение по объему пассажиропотока в Крым и количеству отдыхающих. По сведениям пансионатов, мы знаем, сколько отдыхает организованно. А вот число известных нам неорганизованных курортников — просто смешное.

Налог на недвижимость

Что необходимо для исправления ситуации?

– Четкая законодательная база. Надо на государственном уровне принимать закон о мини-гостиницах и мини-пансионатах, позволяющий государственным органам четко их зарегистрировать, нормативно определить площади. Но это очень сложно. У нас же нет налога на недвижимость. А если будет, то его надо сделать таким большим, чтобы человеку, который имеет в Ялте 18-комнатный дом и говорит, что живет в нем с друзьями, было выгодно платить налог как за мини-гостиницу и при этом уменьшить налог на недвижимость, скажем, в 10 раз. Так, например, делали испанцы, когда у них начали активно строить частные пансионаты.

Но ведь по отношению к остальным гражданам высокий налог на недвижимость может стать драконовской мерой… Получается, те, кто зарабатывают на жилплощади, будут платить меньше проживающего в своем доме.

– Почему же, каждый обязан платить налог. Но если человек живет один в 5-этажном доме, сдает квартиры, и все вокруг это видят… В Черноморском на центральной набережной стоит неоштукатуренный дом с рестораном, и в нем живет 60 человек, а он числится жилым домом. Разве можно об этом не беспокоиться?! У него есть необозначенные доходы, и он обязан заплатить. Владелец платит за воду, свет и все остальное как частное лицо. Пусть платит как промышленное предприятие.

Трудно ли легально работать в курортном бизнесе? Туроператоры не раз заявляли о своих проблемах.

– Да, дело в налогах. У нас НДС 20%, а в нормальных странах учреждения, занимающиеся курортной деятельностью — в Греции, Испании — платят 7-8%. Появляется стимул. То же самое касается пансионатов и гостиниц, если мы считаем нужным стимулировать курортно-туристическую отрасль в Крыму и дать ей возможность развиваться. Сейчас пансионаты и гостиницы занимаются реинвестированием, но дело идет со скрипом. Если мы уменьшим НДС до 13% и дадим послабления в рамках территорий приоритетного развития, которые были благополучно ликвидированы правительством Тимошенко, то, наверное, они эти деньги не проедят. Им будет выгодно развиваться.

Что же мешает приходу инвестиций? Вроде встречаем с распростертыми объятиями.

– Все мешает. Наш основной инвестор — россияне. Но вот решила Россия, что у них есть пара регионов, которые надо развивать. Я бы на месте президента страны поступал в интересах своей собственной территории. Наше Министерство культуры и туризма заявило, что делает приоритет на въездной туризм. Это своеобразный звонок туроператорам. Однако то же самое делает и Россия. Российские фонды социального страхования прекратили с нами отношения, они направляют поток в свои курортные зоны. Инвестиции крупных компаний жестким образом в демократической России направляются туда, куда говорит государство — в Сочи и на Кавказ. Вот когда они там все построят и не останется земли, они придут к нам.

Почему тогда Украина не направит инвесторов в курортный Крым?

– Это уже вопрос не ко мне, а к президенту. Я считаю, что должна быть национальная программа развития курортных регионов — их не так уж много в Украине — и национальная программа развития туризма. В Крыму сейчас туристический бум. Народ шастает в выходные дни по разным маршрутам, ездит на машинах в горы, на лошадях, осликах катаются, на кораблях выходят в море.

Реклама — двигатель прогресса

Сколько необходимо ежегодно тратить на рекламу крымских курортов? И надо ли вообще?

– В принципе, на рекламу нужны неограниченные средства. Но, с другой стороны, нужна ли нам реклама? Поезжайте в любой город — и места в гостинице уже не найти. До 20 августа (а в Ялте — до сентября) мест в хороших отелях нет, в санаториях и детских лагерях — аналогично. В «Артеке» переполнение на 10-15%, хотя это баснословно дорогой лагерь — путевка на 20 дней стоит 5 тыс. грн., то есть день обходится в $50. Это бешеная цена для 6- или 8-местного номера с удобствами на этаже. Вот и посудите — а надо ли нам сюда сейчас на июль-август приглашать российского отдыхающего и тратить на это, положим, несколько миллионов гривен? Вроде как и надо, чтобы ехал. Но в июле-августе у нас совершенно беспроблемная загрузка объектов.

Мы должны привлечь и россиян, и украинцев. У нас 641 базовое учреждение размещения, 245 из них могут работать круглогодично и принимать 60 тыс. человек. Надо создать для них надлежащие условия в апреле и октябре-ноябре, чтобы протянуть сезон до 7 месяцев. Должны фонды социального страхования Украины для лечения больных с кардио- и бронхо-легочной патологией купить у нас путевки. В этом году фонды практически игнорировали Крым. Мы проигрывали тендеры и получили денег значительно меньше, чем в прошлом году. Но лечить таких больных надо: Ялта и Алушта — идеальное место для лечения кардиопатологий. Если мы расширим в этих здравницах спа-комплекс, около 30 тыс. человек смогут лечиться одновременно, база есть. А в Турции не лечат. Вот здесь нам нужна реклама. А мы пока не готовы давать рекламу, потому что у этих здравниц слабый сервис, совдеповские номера и соответствующий подход к питанию.

Мы пока живем старой памятью, но рано или поздно она откажет.

– Совершенно верно. На имеющемся багаже — «Крым — всесоюзная здравница» — еще год-два мы протянем, но надо менять подходы к маркетингу и рекламе. Продукт надо подавать.

Но не следует ли попутно удешевлять сервис? Он дорог даже по сравнению с Турцией.

– У нас недорогой сервис. 150 тыс. мест заполнены! Пусть отдых хоть миллион стоит — кому какое дело? Если я квартиросдатчик или главный врач и заполнился по $300 в день — какое ваше дело, каким образом я заполнился?! Мы живем в рыночном государстве. Вот пускай государство сделает социальные программы, выкупит путевки, обеспечит отдых малоимущим, создаст госпрограмму отдыха для пенсионеров, вот тогда мы скажем — да, вы у нас купили путевки, вас устроили наши условия и цены, мы же лечим ваших пенсионеров в сентябре-ноябре по смешным ценам. Если государство вложило в инфраструктуру Крыма, в капитальный ремонт дорог, городских коммуникаций, то оно имеет право регулировать цены. Может морально с нас спросить! А какое моральное право есть у кого бы то ни было спрашивать, почему так дорого в Крыму? Что, вся страна помогает нам жить? Меня не волнуют интересы, например, жителей Полтавы, я работаю ради крымчан. Так чего я должен бороться с дороговизной? Если у меня есть 3-комнатная квартира, я лучше сдам ее на два дня по $300, чем по $10 сдавать два месяца. Кому какое дело, простаиваю я или нет, приехали ко мне отдыхающие или нет!

Проявляли ли к Крыму интерес мировые сетевые операторы отелей?

– Это меня удивляет, но ярко выраженного интереса нет. «Кемпински» проявлял интерес к Ялте. Хотели строить в районе гостиницы «Ялта» отель «Луч Филари», на классном месте на берегу моря. Но я уже видел в Интернете рекламу жилья на базе этого отеля. Я глубоко убежден, что там будет просто апартамент-отель, то есть без номеров с размещением. В Ялте и Алуште такие прецеденты есть. Скажем, в 100-метровой береговой зоне строить жилье категорически запрещено. Но в ялтинском Приморском парке, прямо за гостиницей «Ореанда», кипит стройка — вместо кафе возводят кафе с апартаментами. Вы где-нибудь видели такое название?! Вместо трех разрешенных там уже 7 или 8 этажей. И так со всеми проектами! К сожалению, законодательство позволяет. Вообще нужно запретить реализацию отдельных метров!

Помнится, ходила история о том, что приезжий пришел в кабинет к ялтинскому мэру, вывалил на стол пачки денег и сказал, что он собирался их потратить, но увезет обратно, потому что в городе нет развлечений. Это так?

– Смотря что понимать под словом «развлечение». Я часто бываю за границей, был на всех курортах Европы. В Ницце я не нашел развлечений. Рядом казино Монте-Карло, а в самой Ницце на набережной никаких аттракционов нет, обычные рестораны без живой музыки... То же самое в Италии. Немного по-другому в Греции, там хоть играют в ресторанах, а казино и ночные клубы сосредоточены в определенных местах. Поверьте, в Крыму их уже сверхдостаточно, они полупустые. Такого количества аквапарков, как у нас, нет нигде. Цены высокие, но парки забиты месяц-полтора, поэтому делать больше — просто опасно. Хотя, дай волю — понастроят миллион! Каких еще развлечений требует отдыхающий? Чтобы его носили на руках? Такого количества фестивалей, как проводится в летний период, достаточно. Нет, чтобы просто походить по набережной и поглазеть на звезды. Да само море — я нигде не видел столько «бананов», водных мотоциклов, летающих мотодельтапланов, дайвинга. Что у нас еще нужно?