Политика 01 января 2007 в 1:01

Greenpeace хоронит последнее кладбище кораблей в Индии

На одной чаше весов находятся сотни рабочих мест и дальнейшая судьба индийских предпринимателей, на другой - вполне реальная опасность того, что плохо обеспеченные средствами защиты рабочие пострадают при контакте с тоннами ядовитых веществ, а сама Индия

Деньги или здоровье


Авианосец «Клемансо» подлежит разборке и превращению в металлолом на «кладбище кораблей» в Аланге, находящемся в западно-индийском штате Гуджарат. Свершится ли это в действительности, не знает пока никто. Верховный суд Индии на прошлой неделе вновь отсрочил окончательное решение вопроса о том, сможет ли «Клемансо» зайти в воды экономической зоны Индии, простирающейся на 220 морских миль от берегов страны. Согласно данным защитников окружающей среды и экологов из организации Greenpeace, корпус огромного корабля содержит помимо 25 тыс. тонн стали, также сотни тонн асбеста и полихлористых бифенилов (PCB), способных вызывать раковые заболевания. При этом Индия не располагает специально подготовленными и эффективными средствами защиты, которые позволили бы демонтировать корабль без нанесения ущерба людям и окружающей среде.


Верховный суд страны распорядился о создании новой экспертной комиссии и заодно запретил все демонстрации и «односторонние» статьи в СМИ, касающиеся французского авианосца. Неспособность прийти к однозначному решению проблемы отразилась и в работе судебной комиссии по опасным отходам. Тринадцать членов комиссии разделилось на два лагеря, каждый из которых предъявил суду свой рапорт. Эти документы содержат диаметрально противоположные рекомендации. А ведь когда авианосец «Клемансо» покидал в последний день прошлого года родной порт в Тулоне, положение вещей представлялось французским властям ясным и предсказуемым.


В обход международных конвенций


Французский суд еще в прошлом году постановил, что «Клемансо» превратится из военного корабля в груду утилизированных отходов лишь с момента, когда он будет полностью разобран. По этой причине корабль не попадает под положение статьи Базельской конвенции, запрещающей перевозку отходов из стран OECD в государства, которые не являются ее членами.


В январе этого года комиссия Верховного суда Индии пришла к противоположному заключению. Суд постановил, что Франция нарушила Базельскую конвенцию. Более того, Парижу пришлось смириться с критикой Европейской комиссии, которая в начале февраля высказала подозрение, что Франция нарушила и конвенцию, и правила Евросоюза, согласно которым корабли, переназначенные для разборки, принадлежат к категории отходов.


Greenpeace путает планы


Тем временем авианосец «Клемансо» стоит на якоре в Аравийском море, а над улицами индийского Аланга развеваются транспаранты, осуждающие деятельность Greenpeace. Ведь в прошлом процветающий порт, где проводился демонтаж более чем половины судов, списанных в утиль во всем мире, успел за последние годы превратиться в депрессивный регион, который поддерживается на плаву только за счет дотаций.


Борьба за морской металлолом


В настоящее время в одном из крупнейших портов мира, где проводится демонтаж судов, - индийском Аланге - действует лишь 15 из 173 специализированных предприятий. Раньше на них работало 40 тыс. человек, а сегодня - всего лишь 5 тыс. Вместо Аланга прибыльные контракты заключают аналогичные порты в Китае, Пакистане и Бангладеш. Предположительно через год в Аланге закончатся работы по демонтажу судов

Подпишитесь на канал DELO.UA
Загрузка...
Новое видео
Як залишатися у попиті і вміти пристосовуватися до змін — Валерія Заболотна
Загрузка...