Ядро ракеты: насколько КНДР близка к ядерным боеголовкам

По информации разведки США, Северная Корея успешно создала небольшую ядерную боеголовку для межконтинентальной баллистической ракеты. Об этом идет речь в секретном отчете, выдержки из которого попали в СМИ. Delo.UA решило разобраться, насколько эти заявления близки к истине, а КНДР — к созданию ядерных боеголовок
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Эта история началась практически год тому назад, осенью 2016, когда в КНДР провели последнее на сегодняшний день ядерное испытание. Тогда же Пхеньян официально заявил о работе над созданием "ядерной боеголовки, стандартизованной для установки на стратегических баллистических ракетах Хвасонг". Теперь же у режима есть и ракеты, и, скорее всего, новая маленькая боеголовка.

Режиму из Пхеньяна осталось немного — соединить две части пазла воедино и получить "Оружие судного дня", способное долететь до США. Персонально от Ким Чен Ына.

Неожиданность из Пхеньяна

Прохладный летний вечер в Киеве для тех, кто следит за КНДР, был "взорван"статьей в издании Washington Post о том, что КНДР таки сумела создать (или находится на последних стадиях создания) миниатюрной ядерной боеголовки, которую можно разместить в МБР (межконтинентальная баллистическая ракета — ред.).

Звучит оглушительно, учитывая, что всего лишь в прошлую субботу на КНДР была наложена новая волна санкций за ракетные запуски, в том числе и двух МБР. Ограничительные меры ударили по северокорейскому экспорту, снизив его на $1 млрд. Под запретом оказались местный уголь, свинец, руда и морепродукты. Еще раньше был вскрыт небольшой китайский банк, через который КНДР вела торговлю с остальным миром.

Но именно ракетные тесты, угрожающие безопасности всего региона, стали той последней каплей, которая заставила поддержать резолюцию даже формальных союзников Пхеньяна — Россию и Китай.

Со стороны Пекина это лишь маленький реверанс в сторону США, сигнал о том, что КНР следит за ситуацией и обеспокоена, но не более. Пхеньян импортирует из Китая 90% всех товаров и нужд, включая еду и нефть. Обратно идет уголь, но Пекин показал еще до санкций, что может нажимать на этот рычаг влияния. Но вот результатов не было — Пхеньян и не думал менять поведение, даже лишившись экспортных доходов.

Более того, Энтони Руджеро из Центра по защите демократии, считает новопринятую резолюцию ООН "непродуктивной". Он объясняет свою точку зрения тем, что:

  • Китай и Россия, хоть и голосовали за резолюцию, не будут ее исполнять, особенно в части приема рабочих из КНДР;
  • они приняли санкции, только чтобы отвести из-под запрета свои компании, которые продолжат торговать с КНДР;
  • сокращение северокорейского экспорта на один миллиард полностью зависит от доброй воли КНР;
  • Ким Чен Ын продолжит импортировать нефть.
Технические вопросы и китайский путь

Впервые предположение, что Ким Чен Ын уже обзавелся ядерным оружием, появилось в секретном отчете DIA (Агенство Военной Разведки США). Его сотрудники подсчитали в прошлом месяце, что КНДР может иметь до 60 готовых к использованию миниатюрных ядерных боеголовок. Пока речь идет об одном заряде на одну ракету — межконтинентальную "Hwasong-14" и ракету средней дальности "Hwasong-12". Это отражение общего тренда на "уменьшение размера" ядерных зарядов с увеличением их мощности. Это было подтверждено и японским министерством обороны. Если информация окажется правдивой, то значит КНДР вплотную подошла к моменту массового производства "стандартизированных" ядерных боеголовок и 60 — это только начало.

Как свидетельствуют результаты запуска ракеты 28 июля, если ее запустить по нормальной траектории (а не под углом вверх, как сейчас пробуют в КНДР), то она могла бы долететь до континентальной Америки, вплоть до Нью-Йорка.

А это и есть "идеей фикс" лидера Северной Кореи.

В этом Северная Корея повторяет путь коммунистического Китая, который сумел провести ядерное испытание в 1964 году под руководством Мао Цзедуна. Тогда страна была, пожалуй, в еще худших условиях, чем современная КНДР.

Все это приводит нас к тому, что инфраструктура и военная промышленность КНДР развиваются намного быстрее, чем все ожидали. Мощность бомбы при последнем ядерном испытании составила 20-30 килотонн, а это наполовину больше сброшенной на Хиросиму.

Если продолжать проводить аналогии с Китаем, то можно сказать, что в одной точке истории каждый режим пошел своим путем. В 1972 году КНР перевела свое ядерное оружие на плутоний. Пхеньян же, напротив, видимо, будет полагаться на уран с высоким уровнем обогащения, поскольку запасы плутония конечны. Какая-то часть из запусков 2006, 2009, 2013 годов точно была произведена с использованием плутония.

Кстати, в использовании урана с высоким уровнем обогащения есть свои плюсы. В докладе после третьего ядерного теста Виктор Ча и Эллен Ким отметили, что "высокообогащенный уран намного легче спрятать, чем плутоний. Его можно производить в здании размером со склад, в то время как для плутония нужен большой и легко узнаваемый завод". Такой у КНДР имеется и называется "Ядерный научно-исследовательский центр" в Йонбене. Там же расположен главный в стране ядерный реактор.

Ядерный центр в Йонбене, КНДР

Как сообщил американский Институт науки и международной безопасности для отчета про химическое, биологическоре и ядерное оружие КНДР, "дополнительная оценка позволила сделать вывод о том, что КНДР [...] готова к значительному расширению [своей ядерной программы] в течение следующих пяти лет. В худшем случае, Пхеньян на пути к созданию 100 бомб к 2020 году. Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подозревало, что у КНДР была, по крайней мере, еще одна скрытая центрифуга". В дополнение к 2000 уже имеющихся в распоряжении. Газовые центрифуги нужны для процесса обогащения урана путем разделения его изотопов при вращении на огромной скорости.

Возвращаясь к боеголовкам КНДР, учитывая все сказанное выше, можно утверждать, что они станут "более легкими [...] с более высокой ударной мощью и с [...] использованием различных расщепляющихся материалов". Внутри такие бомбы представляют собой составное ядро с изотопами плутония-239 и обогащенного урана-235. В результате это все приводит к термоядерной реакции и взрыву.

Существующий запас около 40 килограммов плутония будет достаточным для примерно 20 ядерных боеприпасов, писал в 2016 году Джеффри Льюис, один из лучших специалистов по вооружению КНДР. По данным издания The Diplomat, в современных условиях КНДР сможет добавлять к своему арсеналу до 12 бомб в год.

И это количество имеет стойкую тенденцию к увеличению.

Ведь две крупнейшие силы в мире не могут решить, кто их них должен давить на Пхеньян.

Рычаги невлияния: кто должен решить корейский кризис?

Подходы к главному "хулигану на районе" у США и Китая очень отличаются.

Вашингтон видит Ким Чен Ына как диктатуру, которая в нарушение всех норм международного права создает себе ядерное оружие. Пекин же считает, что именно "ядерка" — последняя защита династии Кимов от свержения в стиле Саддама или Каддафи. "Вы должны понимать, что Америка — главный источник их страха", — поясняют в Китае. Если режим Кимов падет, то неизвестно, кому достанутся ракеты и боеголовки, а полуостров утонет в хаосе.

Китаю нужна КНДР лишь как "буфер" между ним и Сеулом.

Ключ от решения "корейского вопроса" лежит на столе между Вашингтоном и Пекином. Обе столицы утверждают, что другой должен подойти и взять его, взвалив все заботы на свои плечи. Ядерные силы КНДР неприемлемы для США, но вполне нормальны для Китая. И наоборот, американские силы в Южной Корее и Японии раздражают Пекин, но Вашингтон и не думает их отзывать.

Для американцев ситуация осложняется хаосом в их Госдепартаменте: до сих пор не назначен новый посол США в Южной Корее, пустуют архиважные для региона кресла ассистентов Госсекретаря по контролю за вооружением и международной безопасности и по делам Восточной Азии и Тихого Океана. В министерстве обороны США уже год как нет нового ассистента министра по делам безопасности в этой части мира.

И даже если КНР согласится, чтобы КНДР не имела ядерного оружия, то пойти на смену режима или объединение двух Корей Пекин не согласится никогда. Так как это — уже угроза режиму пекинскому.

И пока никто не собирается радикально решать проблему, nuclear North Korea is here to stay.