Кабмин обнародовал обновленный проект "военного" бюджета

Правительство предлагает избавиться от госпрограмм, лишить депутатов надбавок и сброситься всей страной на повышение обороноспособности
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Кабмин пошел на уступки Верховной Раде и смягчил меры по уменьшению расходной части в обновленном проекте государственного бюджета. Компромиссный законопроект будет рассмотрен на закрытом заседании парламента в четверг.

Макропоказатели

Бюджет требовал секвестра прежде всего для того, чтобы его сбалансировать по курсу и макропоказателям, считает экс-зампред счетной палаты Виталий Мельничук. "Бюджет на 2014 год, принятый при Януковиче был просто ужасным, в нем было много лишнего. В марте его подкорректировали немного, но ситуация с тех пор поменялась и это нужно учитывать", — говорит он. Так, действующий сегодня план предусматривает курс 10,8 грн/доллар, когда он достиг 11,65 грн/доллар. Минфин предложил пересчитать смету исходя из курса, 12 грн/доллар, что значительно ближе к реальности. А поскольку более половины внешних обязательств Украины насчитывается в инвалюте, вырос на 142,92 млрд грн и потолок госдолга — до 806,96 млрд.

План по доходам госбюджета планируется увеличить на 4,89 млрд гривень (в предыдущем проекте — на 5,93 млрд), по расходам — на 4,83 млрд гривень (вместо 5,87 млрд). То есть расходы не урезают, а перераспределяют в пользу оперативных задач, а дефицит остается практически на том же уровне.

Прежде всего, коррективы вносят военные действия на Востоке, которые затормозили деловую активность в регионе. Согласно пояснительной записке к законопроекту 4308а, объемы промышленного производства в Донецкой области за первое полугодие сократились на 12,3%, в Луганской — на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, бюджет уже не может получить запланированные поступления от налогов. По данным Государственной фискальной службы из-за действий террористов в мае бюджет недополучил 420 млн гривень, а в июне — уже 630 млн гривень. В связи с этим, а также с тем, что НАК "Нафтогаз" заплатит на 2,9 млрд гривень меньше налога на добавленную стоимость, чем было запланировано, прогноз поступлений от налога на прибыль предлагается снизить на 2,8 млрд грн, а от НДС с произведенных товаров — на 5,27 млрд грн.

Общее ослабление экономики и состояние конфликта с Россией привели к падению внешнего товарооборота — объемы импорта сократились на 24,5%, экспорта — на 6,3%. Товарооборот с Россией уже ощутимо сократился, и, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, мы должны быть готовы к полному прекращению торговли с агрессором. Такая ситуация приведет к снижению поступлений от импортного НДС на 4,5 млрд грн.

В то же время, Минфин с преувеличенным оптимизмом рассчитывает на дополнительные 3,3 млрд грн в результате введения налога на доходы от капитала за счет вкладов, 2 млрд грн — путем зачисления части экологического налога в общий, а не специальный фонд. Помощь Евросоюза добавит еще 4 млрд гривень.

В новом документе правительство отказалось от повышения налогов на добычу нефти, и снизило ставку на пользование газовыми недрами с 70% до 55% от стоимости природного газа. В результате, вместо 9 млрд грн, как планировалось ранее, в результате внесения изменений в Налоговый кодекс, которые увеличат ренту за использования недр для добычи нефти и газа поступят лишь 4,78 млрд грн.

Кроме того, Кабмин учел предложения парламента и внес норму о временном военном налоге на доходы физлиц в размере 1,5% от заработной платы. Эта статья должна принести 2,9 млрд гривень.

Приоритеты

Расходы на оборону постоянно растут — по подсчетам Минфина каждый месяц антитеррористической операции обходится в 1,5 млрд гривень и финансируется из резервного фонда, который к началу августа будет пуст. При том, что до конца года прогнозируемые расходы могут достигнуть 9,1 млрд гривень — именно настолько Яценюк предлагает увеличить военные расходы в бюджете. Впрочем, проект предполагает узаконить право Кабмина свободно использовать для военных целей и резервный фонд. В связи с этим из бюджета Минфин получит 12,16 млрд, из которых 11,04 млрд будет направлено в резервный фонд.

Кроме того, придется учитывать затраты на восстановление инфраструктуры, которая сильно пострадала и еще может пострадать в результате военных действий, а также на эвакуацию населения из зоны АТО и с оккупированных территорий. Для этих целей изначально правительство предлагало выделить около 8 млрд гривень. Но поскольку парламент не пошел на радикальные меры экономии, Донбассу придется обойтись суммой в 3,3 млрд гривень.

Увеличатся на 198 млн гривень и расходы на дипучреждения Украины за границей и приобретение для них новой собственности. К тому же, дополнительные 37,7 млн грн предоставят военнослужащим Главного управления разведки за границей, чтобы покрыть последствия девальвации нацвалюты.

Проект предусматривает докапитализацию "Нафтогаза" за счет государства на 63,27 млрд грн путем довыпуска акций.

На чем сэкономить

В основном, проект предполагает сокращение расходов на содержание госорганов. Так, на 70% до конца года урежут финансирование разнообразных контролирующих органов, в том числе инспекции по защите прав потребителей, Антимонопольного комитета, Госфининспекции, службы по контролю за наркотиками, Госкомпредпринимательства и т.д. Это должно высвободить 582,2 млн грн. Для судебной системы расходы не сократятся, но и рост их ограничен 2% по сравнению с первым полугодием 2014 года.

Для всех остальных органов власти Кабмин нашел еще более радикальный подход —расходы на ближайшие два месяца планировали сократить на 90%, то есть отправить чиновников в отпуск за собственный счет. Парламент радикального шага не поддержал. "Если сейчас мы лишим бюджетников зарплат, через три месяца придется снова делать секвестр, потому что это не решит проблему. Подходить нужно системно, а не урезать статьи, которые по идее должны быть защищенными", — выразила позицию УДАРа депутат Наталья Агафонова.

Елена Белан, главный экономист Dragon Capital считает, что сокращение расходов на государственный аппарат негативно отразились бы и на динамике потребления домохозяйств, так как тысячи чиновников лишились бы премий и взяток.

Кабмин решил пойти другим путем, против которого сейчас никто не рискнет выступать — лишить народных депутатов, членов правительства и других высших должностных лиц премий и надбавок к окладам. По словам Яценюка, это должно сэкономить около 400 млн гривень.

Так, расходы на содержание Верховной Рады сократятся на 55,1 млн грн, госуправления делами — на 13,5 млн (при этом на перелеты высших должностных лиц оставили 43,8 млн), Кабмина — на 13,7 млн, на 29 млн —аппарат судебной администрации. У милиции заберут 54 млн гривень, 2,25 млрд — у Минэкологии, 2,15 млрд — у Минсоцполитики, и у Минэнергоугля — более миллиарда, зато 41,8 млн добавят МЭРТ.

Бонусы для бизнеса

Чтобы стимулировать реализацию приоритетных инвестиционных проектов, а заодно и "расшевелить" банковский сектор, Кабмин предлагает дать частным компаниям-резидентам право на привлечение кредитов под гарантии. Ранее гарантировались долги исключительно госпредприятий, но новый закон "Об инвестициях" предполагает расширение круга заемщиков.

Кроме того, не имея реального влияния на стоимость кредитных ресурсов для предприятий, Кабмин просит дать ему право частично компенсировать процентные ставки по займам, которые привлекаются на внутренних рынках для реализации инвестпроектов в объеме 25 млрд гривень. Это теоретически должно позволить субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности получать компенсацию в размере 9% годовых, объемом до 15 млрд гривень.

По мнению экс-министра экономики Владимира Ланового, это правильный шаг, так как компании, как государственные, так и частные, должны иметь одинаковый доступ к заемным средствам. "Бюджет — это общие, публичные деньги, и они должны расходоваться на благо общества. Поэтому при предоставлении гарантий и компенсаций должна иметь значение не форма собственности, а важность для экономики. Для тех видов деятельности, которые очень нужны обществу, но у них не хватает собственных ресурсов это допустимо", — считает Лановой. В то же время он убежден, что оказывать подобную поддержку крупным предприятиям — неэффективно. Важно также не повторить опыт России, где в силу коррумпированности власти, гарантии стали инструментом для махинаций и создали проблемы для банков.

Лановой также подчеркивает, что невозможно через механизм госгарантий решить проблему недоступности кредитов, это всего лишь срочная мера, которая не спасает от общего падения производства.

Но самое главное — Кабмин инициирует мораторий на любые проверки субъектов хозяйствования всеми контролирующими органами, кроме Государственной фискальной службы, чтобы у тех, кому сократили финансирование на 70%, не возникало соблазна компенсировать материальные потери за счет бизнеса. По мнению Елены Белан, главного экономиста Dragon Capital, сокращение контролирующих функций государства, положительно скажется на дерегуляции бизнеса и должно сгладить негативный эффект от сокращения бюджетных расходов.

В целом, эксперты оценивают выбранный Минфином подход к секвестру позитивно. "Уменьшаются расходы на госаппарат и займы убыточным предприятиям, при этом Правительство старается сохранить социальные статьи на прежнем уровне. Это правильный подход", — говорит Лановой.

В любом случае, этот проект бюджета — экстренный, и если из него исключили много лишнего, то все же основную часть расходов мирное время придется вернуть. В то же время, траты на госорганы можно сократить раз и навсегда, если подойти к вопросу системно. А системный подход требует масштабной административной реформы, дерегуляции и полной ликвидации целого ряда органов, дублирующих полномочия друг друга. Вместе с бездонным долгом "Нафтогаза", это те проблемы, которые нужно будет решать, когда закончатся военные действия.