Как грузинские вина будут возвращаться в Россию

Грузинские виноделы уверяют, что их продукция отвечает самым строгим требованиям качества

Власти Грузии надеются, что грузинские вина вернутся на российские прилавки в ближайшем будущем, но наученная горьким опытом отрасль уже не будет столь зависимой от России.

В Тбилиси рассчитывают на то, что за словами российской стороны о возможном возвращении грузинского вина на российский рынок последуют конкретные шаги, и вино, равно как и другая продукция из Грузии, попадет на российские прилавки уже в ближайшем будущем.

"Мы ждем следующих, уже формальных предложений [с российской стороны], — сказал в интервью министр сельского хозяйства Грузии Давид Кирвалидзе. — И бизнес, и правительство Грузии готовы оказать всякое содействие, чтобы они [российская сторона] увидели все, проверили и удостоверились, что тут есть большой потенциал качественной продукции".

В ассоциации "Грузинское вино" сообщили, что 10 ноября они обратились к главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко, выражая готовность грузинских виноделов принять проверяющих с российской стороны в случае необходимости.

Вернуться на российские прилавки надеется и легендарное "Боржоми". В компании говорят, что заявка на регистрацию "Боржоми" была официально принята Роспотребнадзором, и компания IDS Borjomi International готова способствовать проведению инспекции предприятия российскими специалистами.

Россия ввела запрет на ввоз грузинских вин в 2006 году. Официальной причиной было названо качество грузинской продукции, однако многие считают, что решение, принятое Роспотребнадзором, было политическим.

Долгое возвращение

О том, что восемь грузинских предприятий могут получить право на поставки вина и минеральной воды в Россию, Онищенко заявил "Интерфаксу" еще 16 ноября.

Первый заместитель министра иностранных дел России Андрей Денисов также заявил, что Россия и Грузия готовы перейти к практическому решению вопроса о возвращении грузинского вина на российский рынок.

Заявления с российской стороны последовали после проведения в Грузии парламентских выборов, на которых победила коалиция оппозиционных партий "Грузинская мечта" миллиардера и нынешнего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, которая обещала начать диалог и добиваться урегулирования отношений с Россией.

По словам Кирвалидзе, государство поддержит грузинских предпринимателей, которые захотят вернуться на российский рынок: "Мы думаем, что если этот вопрос будет решаться, то все желающие должны принять участие в нем".

Скорее всего, возвращение на российский рынок будет поэтапным, предполагает министр, и со временем в Грузии будет появляться все больше желающих экспортировать свою продукцию на российский рынок.

"Я думаю, это не только вопрос экономический, но еще и политический — для того, чтобы сделать шаг на встречу друг другу и поэтапно восстановить то, что было разрушено", — говорит Кирвалидзе.

Однако, судя по всему, процесс возвращения на российский рынок для грузинских виноделов будет долгим.

В то же время глава Роспотребнадзора заявил, что до сих пор не получил официальное подтверждение от грузинских производителей готовности экспортировать в Россию вина и минеральные воды. Онищенко пообещал рассмотреть документы, как только они "пройдут через длинную бюрократическую цепочку" и попадут к нему.

Больше не главный

Многие грузинские виноделы соглашаются с тем, что до введения эмбарго российские прилавки были заполнены фальсифицированым и низкокачественным вином. В то же время и сегодня мало кто верит, что решение российской стороны в 2006 году о запрете импорта из Грузии было продиктовано качеством продукта, а не политикой.

Российский рынок, по словам экспертов, по-прежнему остается привлекательным и важным для грузинских виноделов. Однако, подчеркивают они, сегодня, когда грузинское вино экспортируется более чем в 40 стран, винодельческие компании будут вести себя более осторожно в случае возвращения в Россию.

"Позиции грузинского вина на международном поприще усиливаются, — говорит исполнительный директор ассоциации "Грузинское вино" Тина Кезели. — Это значит, что российский рынок для грузинского вина уже ведущим не будет. Это будет один из важных импортеров грузинского вина, но это ни в коем случае не значит, что на других рынках грузинское вино ослабит свои позиции".

Генеральный директор компании "Телиани Вели" Шота Кобелия сказал, что российский рынок для него интересен, но не больше, чем любой другой новый для компании рынок.

"Этот рынок на данный момент является новым, потому что уже шесть лет там грузинская продукция не присутствует, и его придется осваивать заново, заново проводить маркетинг и напоминать людям о продукте, который мы там продавали годы назад и будем продавать в будущем, если этот рынок откроется", — сказал Кобелия Би-би-си.

По его словам, сегодня компания экспортирует вино в 25 стран, продавая около 2,5 миллионов бутылок в год.

При этом, по словам Кобелия, с проблемами, связанными с качеством, на зарубежных рынках компания не сталкивается. Единственная проблема — это высокая конкуренция на европейских рынках.

"Но это все дело будущего, у нас просто нет достаточно истории на европейских рынках, той, которая есть на традиционных рынках. В этом вся разница, и это все со временем, с годами придет", — убежден он.

Новые рынки

Около половины продаж компании "Тбилвино" до 2006 года приходилось на российский рынок. Тогда компания экспортировала свою продукцию в 11 стран. Сегодня этот список расширился до 30 стран.

"За последние четыре годы мы стали самым крупным экспортером грузинского вина, и динамика роста остается положительной", — сообщил в интервью Би-би-си президент и соучредитель "Тбилвино" Георгий Маргвелашвили.

Вместе с тем компания все эти годы не переставала надеяться на возвращение в Россию и поддерживала контакты с российскими импортерами алкогольной продукции.

В случае возобновления экспорта и открытия российского рынка "Тбилвино" будет стараться сохранять баланс между долей российского рынка и другими экспортными рынками, уверяет Маргвелашвили.

Грузинские производители уверены, что сегодня грузинское вино может легко удовлетворить требования российской стороны и пройти проверку качества любой степени тщательности.

По их словам, российское эмбарго хоть и нанесло болезненный удар по отрасли, но вместе с тем подтолкнуло грузинские компании к улучшению своей продукции и поиску новых рынков.

За годы отсутствия на российском рынке в условиях высокой конкуренции и в борьбе за новые рынки грузинская винодельческая отрасль изменилась. Но в то же время и вкус российского потребителя тоже стал более отточенным, говорят эксперты.

Президент компании "Бадагони" Темур Убилава говорит, что Россия — привлекательный и традиционный рынок для грузинских виноделов, однако опасности того, что отрасль попадет в зависимость от России, сегодня нет.

По его словам, сегодня грузинское вино, которое продается по всему миру, возвращается к своему традиционному потребителю, который был его лишен на определенный период, на качественно новом уровне: "То, что было раньше, так называемое копеечное вино, оно по крайней мере из Грузии не выйдет. Это экономически нецелесообразно".

Винное начало

По мнению экспертов, несмотря на то, что разговоры о возвращении грузинской продукции на российский рынок велись и раньше, на этот раз заявления обеих сторон принесут конкретные результаты, и грузинские вина вернутся в Россию.

Однако скорее всего, объемы экспорта грузинского вина уже не будут теми же, что до 2006 года.

По мнению директора Центра европейских исследований Кахи Гоголашвили, в случае возвращения на рынок России грузинские компании, вероятно, будут воздерживаться от долгосрочных планов.

"Торговля в этом направлении между Россией и Грузией, я думаю, заработает, но сомневаюсь, что это произойдет быстро в тех же масштабах, что и раньше, — говорит он. — Думаю, бизнес посчитает, что большие объемы и долгосрочные контракты в этом случае рискованны, и будет осторожен".

По словам Гоголашвили, членство России в ВТО в определенной степени снижает риски для грузинских компаний, экспортирующих в Россию, но не исключает того, что Россия может применить дискриминационные меры и "наказать" Грузию при желании и в будущем.