Как партии подкупали избирателей до старта кампании — КИУ

Политические партии начали подготовку к местным выборам за несколько месяцев до официального старта избирательной кампании. Кроме размещения наружной рекламы и заказных материалов в СМИ, политсилы не жалеют денег на продуктовые наборы, медикаменты и дешевый транспорт. Новинкой сезона стали "добрые дела" — партии открывают кружки по интересам
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Предвыборный период до 5 сентября, официального старта избирательной кампании местных выборов, отличился проблемой подкупа избирателей. По мнению генерального директора Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексея Кошеля, выборы на округе №205 так и "не стали прививкой".

В течение июня-августа самой распространенной формой работы с электоратом стало размещение материалов в СМИ и на носителях наружной рекламы. Такие формы работы стали преобладающими в 15 областях, при этом потенциальные кандидаты и местные партийные организации почти не проводят встреч с жителями и публичных обсуждений вопросов местного значения.

Практически по всей территории страны партии активно раздают продовольственные пакеты, наборы лекарств... Новшествами этой кампании эксперты называют "добрые дела" − бесплатные курсы шахмат, восточных танцев и прочих кружков по интересам.

"Практически во всех областях нами фиксируется раздача традиционных продовольственных пакетов в формате "гречка-масло-сахар", лекарственных пакетов. Есть и другие примеры подкупа избирателей. До 5 сентября, учитывая законодательные нормы избирательного процесса, мы не могли назвать все эти примеры прямым подкупом политических сил. Но уже сегодня все подобные факты будут квалифицироваться как подкуп избирателей", − рассказал Кошель.

При этом директор программ КИУ Наталья Линнык уточнила, что случаи раздачи продуктовых наборов были зафиксированы в четырех областях: Днепропетровская, Кировоградская, Полтавская и Хмельницкая. В основном их раздавали кандидаты в мэры.

Партийные "гречка-масло-сахар"

По словам Кошеля, партия "Самопомич" в Житомире начала работу волонтерского центра, который бесплатно предлагает курсы по обучению выращиванию растений, занятию восточными танцами, аэробике, настольному теннису. Всего "Самопомич" предлагает на выбор 15 разных секций.

В свою очередь "Батькивщина" в Полтавской области распространила среди пенсионеров и малоимущих 2,5 тысячи пакетов "лекарственной помощи". При этом в Хмельницкой области кандидат от "Батькивщины" на пост мэра города Елена Лукашук распространяет традиционные продовольственные пакеты гречки, подсолнечного масла, сахара.

А в Днепропетровске несколько потенциальных кандидатов на пост мэра города предоставляют услуги бесплатных перевозок − по городу курсируют маршрутки с изображением Бориса Филатова, а также кандидата от "Оппозиционного блока", в которых проезд стоит всего 1 гривню.

Также в Днепропетровске благотворительный фонд "Украинская перспектива" устроил для жителей города продуктовую ярмарку. Для того, чтобы получить продукты из привезенных грузовиков, жители должны были сначала получить соответствующий талон в обмен на обещание отдать свой голос на местных выборах. По словам жителей, их агитировали голосовать за Александра Вилкула.

Кличко пиарится за деньги избирателей

Уличили в использовании админресурса и нынешнего мэра Киева Виталия Кличко. В КИУ заявили, что Кличко фактически финансирует избирательные кампании депутатов фракции "УДАР-Солидарность" за средства местного бюджета. Деньги из бюджета Киева выделяются в рамках Программы по выполнению депутатами предвыборных обещаний — за 1 сентября Кличко выдал сразу семь распоряжений о передаче средств из местного бюджета в рамках Программы на общую сумму 1,1 млн грн. Эти средства получили общественные приемные депутатов Киевсовета (из 19 депутатов, чьи приемные получили бюджетные средства, 17 входят в состав фракции "Удар-Солидарность" − Ред.), и большинство из них должно пойти на приобретение мебели и ремонт детских садов и жилых домов.

Еще 100 тыс. грн было выделено на приобретение камер видеонаблюдения для ряда столичных ОСМД и более 380 тыс. грн — для "оказания материальной помощи малообеспеченным жителям". Максимальная сумма, более 100 тыс. грн, была выделена для общественной приемной депутата Александра Клюса (фракция "УДАР-Солидарность").

В связи с этими фактами Кошель сообщил, что КИУ призвал Верховную Раду срочно принять закон, в котором будет растолковано понятие "подкуп избирателей", что облегчит соответствующим органам борьбу с этим явлением.

По результатам исследований КИУ выделил семь проблемных регионов с высокой конкуренцией борьбы на выборах: Киевская область, где ожидается интенсивная борьба между кандидатами в мэры Ирпеня, Обухова, Вышгорода и Боярки. Во втором туре ожидается острая борьба за место мэра в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Ужгороде, Львове и Полтаве.

Как сообщалось, в субботу 5 сентября в Украине стартовала избирательная кампания выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, которые будут проведены 25 октября 2015 г.