Какому бизнесу хочет угодить Бойко поддержкой украинских НПЗ

Слухи о том, что в скором времени отечественная нефтеперерабатывающая отрасль может получить от государства льготы на миллиарды гривен все больше обретают форму. Глава Минэнергоуглепрома Юрий Бойко и его люди продолжают гнуть свою линию

На этой неделе в одном из кабинетов для закрытых встреч правительства министры должны были вновь вернуться к одной старой теме. Главы ведомств должны были обговорить перспективу заключения договоров с собственниками Нефтеперерабатывающих заводов о модернизации, возможность принятия закона "О нефтепереработке", а также перспективу введения пошлин на импорт нефтепродуктов.

Проще говоря, все обстоит приблизительно так: украинские НПЗ не могут конкурировать с иностранном бензином, так как он качественнее, и просят государство дать им льготы, чтобы можно было меньше платить налогов и пустить получившуюся прибыль на модернизацию.

"Поддержка отечественных НПЗ" — так и только так характеризует идею отмены налога на ввозимую нефть ее главный лоббист и автор, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины.

Глава этого ведомства, министр Юрий Бойко, давно стоит на этой позиции. Министерство даже подавало законопроект, которым намеревалось внести в украинское законодательство соответствующие изменения. Министра в его стремлении поддерживали и собственники НПЗ, которые обещали взамен финансовых льгот начать модернизировать свои заводы.

Один — за всех, и все — ни за кого

В то же время, хотя идея эта исходит от самой верхушки власти, до сих пор она не реализована, по всей вдидмости, из-за конфронтации. Причем там-же, на верхах. По данным СМИ на одном из заседаний Кабмина этой весной между премьером Азаровым и министром инфраструктуры Борисом Колесниковым произошел конфликт из-за акциза на бензин. Колесников уверял, что если такое решение принять, только за три месяца страна потеряет 1 млрд грн. прибыли в бюджет. Тогда он говорил, что с высокими ценами на бензин нужно бороться не путем снижения акцизов (а в данном случае — ставки НДС), а через контроль за импортерами топлива.

Тем не менее, не смотря на разность во мнениях, тема снова обретает актуальность. "Дело" попросило прокомментировать такой интерес директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна.

Сергей Куюн, о том, почему тема вновь актуальна:

Катализатором могли послужить разговоры о том, что Дмитрий Фирташ собирается купить Лисичанский завод. Это очень влиятельный бизнесмен, потому если он собирается входить в эту отрасль, то конечно же он будет лоббировать такие преференции, ему сам Бог велел.

Потом, Минэнергоуглепром достаточно плотно работает с группой "Приват", которой принадлежит Кременчугский, Надворянский, Дрогобычский заводы, группа, которая, по сути, управляет трубопроводной системой Украины через компанию "Укртранснафта". И, на сколько мне известно, там дела обстоят тоже не очень хорошо, потому что российской нефти нет, грузить они эти заводы не могут из-за конфликта между "Приватом" и "Татнефтью", потому они и просят помощи у государства.

Еще одна причина — сменился министр экономики. Теперь уже бывший министр Клюев в прошлом году занял очень радикальную позицию и выступил против.

Нынешний министр Петр Порошенко, конечно, специалист. Но в энергетическом секторе не настолько, насколько был Клюев.

Порошенко "клюют" за идею ввода госпошлин на импортные автомобили. Он ведь сам имеет отношение к производству авто, следовательно, лоббирует свои интересы. И если бы он способствовал вводу пошлин еще и на нефтепродукты, то смело мог бы сказать, что "я не лоббист, это вообще моя принципиальная позиция по защите украинского производителя".

Потом, на носу выборы, хочется как-то понравится избирателю, защитить нашего "убогого" производителя. Так что причин не мало.

О том, как к идее относятся в Кабмине:

На сколько я знаю, Минфин и Минэкономики не в восторге от этих инициатив. Получается, что те предложения, которые дает минэнерго, это порядка от 25 до 35 миллиардов гривен, преимущественно за счет бюджетных потерь.

Я вообще не понимаю, почему государство за свой счет должно помогать частным заводам, давать им такие субсидии. Это мало кому понятно, кроме министра Бойко. Да, цель у него стоит благая, тут поспорить трудно. Ни у кого не повернется язык сказать, что наши заводы (хотя они уже давно не нам принадлежат) нужно бросить на произвол судьбы. Этим вопросом надо заниматься.

О том, почему проблемы до сих пор не решены:

Но я считаю, что проблема в собственниках. Многие заграничные НПЗ точно также, как и мы, покупают российскую нефть, по той же, мировой цене. Но они за счет эффективных собственников наращивают производство. Там собственники вложили в развитие, модернизацию своих производств, и сделали их очень технологичными и конкурентноспособными. Теперь они могут будучи за тысячи километров конкурировать здесь, с нами.

Те надежды, которые государство возлагало на российские нефтяные компании, не оправдались.

За копейки заводы купили, деньги не вложили, а сегодня выкинули белый флаг, вроде как "мы не можем работать". Конечно не можете, нельзя остаться на рынке без инвестиций.

О конкуренции и ценообразовании:

Проблема заводов, как по мне, в том, что рынок далек от цивилизованного. По прежнему на нем масса контрабанды и фальсификата. Конечно, с таким топливом невозможно конкурировать, оно дешевле. Если от этого вычистить рынок, вопрос решится сам собой. И цены за счет этого повысятся — вот вам и дополнительная прибыль заводам на развитие.

Я не хочу никого обвинять, но судя из того, что мне приходится слышать от людей близких к министру Бойко, там нет понимания проблемы. А есть какая-то упертость и убежденность в своем видении.

Об инвестициях:

Мне странно, что НПЗ принадлежат таким мощным компаниям, которые показывают прибыль, а просят у государства, еще и не самого богатого. Неужели сейчас нет денег на модернизацию?..

Мне кажется, что если государству уж так хочется свою переработку защищать, такие на это тратить деньги, то не лучше ли эти заводы просто купить. И тогда было бы логично, иначе зачем тратить миллиарды на то, чтобы давать льготы владельцем заводов.

О последствиях отмены НДС и вводе пошлин:

Все любят нашего производителя, пока дело не доходит до последствий. Самое очевидное последствие — это повышение цен на нефтепродукты. Причем при том уровне пошлин, которые они просят, а это около 100 Евро за тонну, это добавит где-то одну гривну на каждый литр. Получается, что потребителю придется переплатить около 10 млрд. гривен.

Я думаю, что потребитель, особенно перед выборами, просто "прозреет" от такого повышения цены.

Если отменить НДС на каждые 10 млрд. тонн ввозимой нефти, то бюджет на этом потеряет порядка 12 миллиардов гривен. Это сам минтопэнерго так оценивает, то есть официально, ожидаемые потери. Кроме того будут еще дополнительные потери, например, по экспортным позициям, когда производители поставят товар на возмещение НДС. Если по экспертным оценкам, то государство недополучит порядка 25 млрд. гривен — это будет размер льготы, которую получат частные заводы, если взять предложение минтопэнерго.

Вряд ли кто-то даст выкачивать из бюджета такие деньги, тем более перед выборами.

Потом, вот мы вводим пошлину на топливо, для той же России и таможенного союза, а потом говорим, что мы по рыночной цене у вас хотим покупать нефть для НПЗ. Можете себе представить реакцию? Это путь в никуда.

...

Стоит добавить, что если Бойко таки добьется своего, в выигрыше должен оказаться и НАК "Нафтогаз Украины", через которую будут проходить все закупки нефти, и которая, таким образом, сможет выйти на рынок купли-продажи черного золота в качестве полноценного игрока. За счет чего государство также получит возможность серьезно влиять на формирование цен на рынке.

Кстати, также напомним, что ранее Азаров назвал запуск украинской нефтепереработки первоочередной задачей правительства и отметил, что для этого необходимо защитить украинских нефтепереработчиков от наплыва импортных нефтепродуктов.

В декабре 2011 года Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о нецелесообразности введения защитных спецмер в отношении нефтеперерабатывающей отрасли, не обнаружив в ходе специального расследования признаков нанесения импортом нефтепродуктов ущерба украинским производителям.

Итог:

Кто победит в этой "битве титанов" — Минэнергоуглепром, со своими аргументами и бизнес-гигантами, которые лоббируют те же идеи, или другие силы, которым невыгодно перед выборами выкачивать из бюджета миллиарды гривен, неясно. Хотя вопрос, скорее, стоит поставить по другому — о каких суммах откатов во всех этих делах идет речь?...