Каждая вторая компания использует нелицензионный софт

На 8 из 10 компьютеров в Украине установлены нелицензионные программы. В этой ситуации проводить проверки и заводить уголовные дела можно только выборочно. А вот объектом проверки может стать каждый

офис за пиратское ПО может Департамент интеллектуальной собственности, налоговая администрация, милиция, Госслужба по борьбе с экономической преступностью или Служба безопасности Украины.

Пират – каждая вторая компания

По данным исследовательской компании IDC, более половины украинских предприятий используют в своей деятельности пиратские компьютерные программы. И это при том, что государство уже 8 лет борется с пиратством.

Раньше активность правоохранителей была направлена на публичные разоблачения торговцев дисками, продавцов компьютеров и компьютерных клубов. «Эта деятельность принесла свои плоды, - говорит заместитель начальника ГСБЭП МВД Украины Сергей Лебедь. – Украину исключили из контрольной группы «Списка 301» торгового представительства США».

В этот черный список попадают страны-нарушители в сфере интеллектуальной собственности. Украина значилась в нем с 2001 года, что было серьезным препятствием на пути в ВТО.

К компьютерному пиратству правоохранители относят установку нелицензионного программного обеспечения на компьютерах, предназначенных для продажи, распространение дисков с пиратским софтом и использование предприятием ворованных программ в своей деятельности. За последний вид преступлений, по данным Государственной службы по борьбе с экономической преступностью, в Украине привлекают к ответственности чаще всего.

Как и почему предприятие становится объектом проверки на сегодняшний день? Сергей Лебедь называет два пути: «Первый - когда компания-правообладатель обращается к нам с заявлением. Второй - когда нам стало известно о нарушении закона в результате оперативно-розыскных мероприятий или из других, предусмотренных законом источников. Мы также обязаны реагировать на любое заявление, поступившее от третьего лица, если оно не анонимное». По его словам, если правообладатель не был инициатором проверки, по факту выявленного нарушения к нему обращаются за расчетом суммы материального ущерба.

До недавнего времени наиболее активным защитником своей интеллектуальной собственности в Украине была компания Microsoft. Иски о нарушении их прав в Украине в разное время подавали также 1C, ABBYY, Adobe. Другие производители просто не были представлены в нашей стране. Отстаивать их права, а тем более рассчитывать для милиции сумму нанесенного ущерба было просто некому.

Ситуация изменилось в феврале 2008 года, когда в Украине начала официальную деятельность Ассоциация производителей программного обеспечения (Business Software Alliance, BSA). В ассоциацию входят около 30 крупнейших мировых производителей ПО. Все они таким образом получили юридическую поддержку в Украине. Владислав Шаповал, юридический представитель BSA, обещает, что количество проверок будет постоянно увеличиваться.

Выборочное правосудие

Если верить статистике, половину украинских компаний хоть сейчас можно привлечь как минимум к административной ответственности. В такой ситуации карать всех нарушителей подряд для производителей софта означало бы просто остаться без клиентов. Поэтому разработчики предпочитают не столько наказывать компании, сколько вести с их менеджерами просветительские беседы.

«Справедливости ради нужно отметить, что менеджмент большинства компаний целиком осознает остроту существующей проблемы», – утверждает глава представительства Adobe Systems в Украине Даниил Ключников. Однако если компания не готова потратить несколько тысяч долларов на легализацию своего софта, проблема переводится в юридическую плоскость.

«Лучше обращать внимание на звонки от производителей. Они означают, что вы уже на крючке и лучше сразу с ними договориться, - советует руководитель компании, которая недавно купила несколько десятков лицензий на продукцию Autodesk и Microsoft. - Вы можете купить сначала всего несколько копий, выбить скидки, главное — дать понять, что вы идете на контакт и готовы раскошелиться».

Судя по милицейским отчетам и пресс-релизам BSA, крупные предприятия в этой связи в публичных отчетах не фигурируют. Это порождает у участников рынка сомнения в прозрачности и объективности антипиратской кампании.

Летом прошлого года в милицейские сводки попала компания Ukrmusic. «Никакого уголовного дела заведено не было, поскольку экспертиза показала, что ПО, установленное на наших компьютерах – лицензионное, - комментирует директор Ukrmusic Игорь Мельник. – Я считаю, что в этом случае сотрудники УБЭП просто проявили техническую безграмотность. Но нервы нам попортили основательно».

Действительно, проверка и изъятие компьютеров на экспертизу – еще не обвинение в пиратстве. «Часто такая проверка и производится правоохранителями с одной целью - подзаработать», – утверждает тот самый, пожелавший остаться неизвестным директор небольшой компании.

Справка
В Уголовном кодексе Украины есть несколько статей, предусматривающих наказание в виде штрафа в размере до двух тысяч необлагаемых налогом минимумов и лишения свободы сроком до пяти лет за использование нелицензионного ПО в хозяйственной деятельности предприятия. Ответственность несет руководитель компании. Если руководство компании издает внутренний приказ о том, что такая ответственность возлагается на начальника IT-службы или системного администратора, то ответственность вместе с директором несет еще и это должностное лицо. К суровым наказаниям за этот вид правонарушений в Украине пока никого не привлекали. Максимальное наказание – лишение свободы на 1-2 года условно.