Коалиционное соглашение: Еще раз о реформировании "Укрзализныци"

Новое коалиционное соглашение не смогло обойти стороной инфраструктуру и реформы в транспортной отрасли. Главным объектом приложения парламентских инициатив в Верховной Раде нового созыва обещает стать реформирование "Укрзализныци"

Новое коалиционное соглашение предусматривает не только борьбу с коррупцией и задекларированные политические реформы, но и ряд инфраструктурных изменений. Например, одним из пунктов этого "договора" является реформирование государственных монополий. В их число в разделе "Инфраструктура и транспорт" вошла и "Укрзализныця", вопрос об акционировании которой обсуждается уже 5 лет.

Глядя на новую редакцию парламентского договора о намерениях, становится понятно, что за основу был взят документ, предложенный президентом Петром Порошенко еще 26 октября (который, в свою очередь, большей частью копировал принятую ранее программу реформ "Укрзализныци"). О том, что УЗ необходимо становится акционерным обществом, говорилось неоднократно: высокий износ подвижного состава требует средств, а реформа призвана повысить инвестпривлекательность ведомства и открыть пути для сотрудничества с международными финансовыми организациями. Но, все же основная цель акционирования — создание единой прозрачной структуры, которой будет легче выходить на рынки капитала и работать со своими контрагентами.

Но даже при всеобщей готовности к реформированию без проблем этот процесс не проходит. Так, в июне министр транспорта и инфраструктуры Максим Бурбак анонсировал проведение инвентаризации имущества предприятий и хозяйственных учреждений железнодорожной отрасли до конца августа текущего года. Но за окном уже середина ноября, а конкурс по отбору оценщика имущества так и не состоялся. Причина — конфликт между ж/д монополистом и АМКУ. Для формирования уставного капитала ПАО "Украинская зализныця" в начале августа УЗ организовала открытый конкурс на проведение независимой оценки имущества. Вместе с тем в связи с жалобой малоизвестной полтавской компании "Укрбизнесконсалтинг" АМКУ принял решение о приостановлении проведения торгов по оценке имущества. Компании до теперешнего времени не пришли к согласию, что означает только одно — затягивание сроков реформирования. Есть надежда, что коалиция сможет поспособствовать продвижению этого процесса.

Перекресток семи дорог

Но самое интересное — это не громко звучащее ПАО "Украинская железная дорога", а анонсированная в договоре о партийных намерениях "постепенная ликвидация перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками".

Как объяснил старший аналитик ИК "АРТ Капитал" Алексей Андрейченко, перекрестное субсидирование существует сегодня между грузовым и пассажирским сегментами перевозок "Укрзализныци" — убыточные пассажирские частично оплачиваются за счет прибыльных грузовых. И ситуацию нужно менять: доходы от грузовых перевозок за 2013 год сократились на 5,3%% — до 38,805 млрд грн, тогда как убытки ведомства от пассажирских перевозок в 2013 году составили свыше 6,6 млрд грн, в том числе в пригородном сообщении — 3,5 млрд грн (на уровне 2012 года). Всего, по данным УЗ, убытки за пассажирские перевозки за период с 2008 по 2012 гг. составили 31,74 млрд грн.

Андрейченко объясняет, что наличие такого перекрестного субсидирования негативно сказывается на рентабельности "Укрзализныци", а также привносит дополнительные риски в прогнозирование ее денежных потоков. "Убыточность пассажирских перевозок завязана на заниженных тарифах и отсутствии обновления подвижного состава. Прогнозировать такие события, как увеличение тарифов на социально-значимый сервис или выделение бюджетных средств на закупку транспорта социального назначения в текущих реалиях не представляется возможным. Эти события зависят не только от политической воли правительства, но и от состояния госбюджета", — говорит эксперт.

Наличие таких дополнительных рисков в формировании денежных потоков "Укрзализныци" приводит к снижению прозрачности этих денежных потоков и снижению инвестиционной привлекательности всего предприятия в целом. И, как следствие, УЗ не может получить хорошие условия при привлечении капитала, что, опять-таки, сказывается на финансировании всех ее программ. "Поэтому перекрестное субсидирование необходимо убирать и либо выводить пассажирские перевозки на экономически обоснованный уровень, либо финансировать разницу из бюджета. Второй вариант как раз и рассматривается в коалиционном соглашении", — говорит Андрейченко.

Вместе с тем заметно, что депутаты побоялись загонять правительство в более строгие рамки по времени исполнения реформ. Так, например, предлагается ликвидировать перекрестное субсидирование между грузовыми и пассажирскими перевозками и внедрить механизмы компенсации убытков перевозчикам от осуществления пассажирских перевозок по тарифам, которые ниже, чем экономически-обоснованные. В рабочей версии соглашения прописано, что в I квартале 2015 года этот процесс будет постепенно начат, однако в данной ситуации настолько же важно, когда правительство его закончит.

"В программе реформы УЗ было прописано, что компенсация убытков от пассажирских перевозок будет внедрена во время второй стадии (внедрения реформы — Ред.) — в 2013-2015-м, а вот с перекрестным субсидированием будут бороться вплоть до 2019 года. Этому пункту коалиционного соглашения как раз не хватает таких твердых сроков, по которым впоследствии можно будет отслеживать прогресс реформ. Ведь реформы были задуманы не сегодня, и основная проблема в их исполнении сейчас — это затягивание сроков исполнения", — говорит Андрейченко.

Также в новом тексте соглашения более четко подчеркивается необходимость создания конкурентного рынка железнодорожных перевозчиков, обеспечение равного доступа всех субъектов хозяйствования к объектам инфраструктуры. Вдобавок в документе очередной раз напомнили, что 100% акций ПАО "Украинская железная дорога" будут закреплены в государственной собственности, и дополнили его информацией о "создании Национальной комиссии регулирования транспорта". Однако об этой Нацкомиссии ничего конкретного сказать не могут ни сами представители парламентских сил, ни эксперты.

И хотя документ детально описанный, а анонсированные изменения в УЗ стоит считать позитивными, по факту увидеть реальные сдвиги в сторону реформирования сейчас тяжело. Посему остается надеяться, что коалиционное соглашение заработает хотя бы в 2015 году.